Книга Бытия, Глава 1, стихи 1-13

Наступил Великий пост. Многие из нас начали свой подвиг воздержания. Тот, кто самоотверженно и ревностно идёт по этому пути, уже через некоторое время может заметить, что его чувства словно обострились. То, что раньше не цепляло, теперь тревожит душу. В ней начинают шевелиться обида, неприязнь, раздражение. Как же оградить себя от этих эмоций? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й главы книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Рассказ о творении мира, который находится в самой первой главе книги Бытия, имеет весьма продуманную и прекрасно организованную структуру. Поэтому учёные-библеисты утверждают, что это не просто историческое повествование. Вероятней всего это поэзия. Великолепный образчик древневосточной религиозной гимнографии. И если мы приглядимся к только что прозвучавшему отрывку, то мы увидим яркое подтверждение этому.
Один из признаков поэтического текста — это чёткий ритм и строгая симметрия. Обратите внимание на ряд повторяющихся выражений. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет твердь, и стала твердь. И сказал Бог: да соберётся вода, и собралась вода. И сказал Бог: да произрастит земля, и произрастила земля. При этом каждый фрагмент заканчивается фразой: «и увидел Бог, что это хорошо».
Такая организация — это не просто желание автора привлечь внимание слушателей к форме текста. При её помощи он стремится подчеркнуть важные богословские идеи. В первую очередь — это идея о том, что тот мир, который творит Господь, в высшей степени упорядочен. Каждый элемент находится в нём на своём месте, каждый выполняет свою функцию, связан с другими элементами, и все вместе они составляют единое прекрасное целое.
И ещё одну мысль хочет донести до нас автор. Бог творит этот мир словом. Именно поэтому так настойчиво повторяется выражение «и сказал Бог». И это слово не повисает в воздухе. Бог ничего не говорит напрасно. Слово моментально становится делом. И не просто делом, а делом, которое наполнено жизнью и любовью к своему творению.
Для нас это может стать практической рекомендацией. Писание намекает на то, что и наши слова не должны быть впустую. Особенно это касается духовной жизни. Мы много о ней читаем. Много слушаем. Мы много о ней разговариваем и даже спорим. Мы выясняем, чьё представление о Боге правильное. Неверующему мы доказываем, что лучше верить в Бога, чем не верить. Иноверцу, что самая лучшая вера — это вера христианская. Протестантам и католикам, что нет ничего лучше Православия. А православному собрату объясняем, почему мои представления о Христе более правильные, чем его. Возможно, когда-то и где-то такие разговоры жизненно необходимы. Но зачастую они рождают много неприязни, раздражения и обиды. Почему? А всё потому, что это слова, которые не поддерживаются делом любви.
А потому и говорит преподобный Марк Подвижник: «Знание без дел ещё не твёрдо, хотя бы было и истинно. Всему утверждением служит дело». То знание, которое не поддерживается действиями, стирается из памяти. И смотришь на человека: вроде только вчера всем о Боге говорил, а сегодня пустился во все тяжкие. А потому для начала свою веру необходимо отработать на практике. Молча, на деле продемонстрировать, как я доверяю Богу и исполняю Его волю. Приобрести навык ежедневного исполнения евангельских заповедей по отношению к окружающим. За это Господь и даёт нам Свой Дух. А Он уже подсказывает, что, когда, как и кому я должен сказать. И всякое моё слово Он наполняет милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов