Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Пророк Захария

Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 7-17

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 19-23

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Книга пророка Захарии, Глава 8
Читать далее
Книга пророка Захарии, Глава 8
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Есть дела, значимость и большую важность которых мы вполне признаём, и в то же время никак не можем к ним приступить. Иногда вспоминаем о них, но руки никак не доходят. Подспудно мы чувствуем, что дело не в той суете, которая не даёт нам к ним приступить. Дело в нас, мы почему-то всё время оставляем решение приняться за них на потом. Это может быть какой-то проблемный разговор, поступок, который требует усилий... В духовном смысле подобное избегание часто возникает по отношению к покаянию. Кажется, всё очень просто, близко и вполне осуществимо, но мы проходим мимо него снова и снова. Но может ли нам хоть что-то помочь на пути покаяния? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 8-й главы книги пророка Захарии, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 8.

07 Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца;

08 и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.

09 Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма.

10 Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого.

11 А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф.

12 Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему.

13 И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши!

14 Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил,

15 так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!

16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших.

17 Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.

Текст, который мы сейчас услышали, не связан напрямую ни с покаянием, ни с постом, в преддверии которого он читается. Пророк Захария от лица Бога говорит к народу, живущему в плену, о спасении, которое приготовил для него Господь. Иудеи жили в чужой стране, и у них не было никакой надежды на возвращение домой. Похожим образом люди, живущие в грехе, очень часто внутренне понимают, что им надо возвращаться к праведной жизни, они слышат зов Божий, но не находит в себе сил, для того чтобы на него откликнуться... И самое главное, они не верят, что, начав путь покаяния, смогут пройти его и действительно изменить свою жизнь.

И вот, обращаясь к иудеям, Господь говорит: «Я спасу Мой народ из страны востока, и приведу их, и они будут жить в Иерусалиме в истине и правде». И человек, который живёт в стране греха, должен услышать эти слова, как обращённые к нему лично. Бог может и хочет привести тебя обратно. Он может помочь тебе вернуться к истинной и праведной жизни.

Прежде Бог попускал людям совершать грехи, но теперь Он не таков. Он готов поддержать их желание вернуться домой и готов сделать так, чтобы жизнь их по возвращении стала плодотворной. И как виноградная лоза даст свой плод, так в духовном смысле при поддержке Господа наши добрые намерения наконец-то станут добрыми делами. Как иудеев, которых окружающие народы считали людьми отверженными от Бога, Он спасает и призывает не бояться, так Он готов спасти нас и помочь нам в борьбе с нашими грехами. Люди вокруг могут смотреть на нас как на грешников, которые не способны к покаянию, но Бог с нами и Он благословляет нас, так чтобы наши руки окрепли. Он спасает нас и ведёт к радости Пасхи.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В древности люди верили в существование животных с необычными, практически волшебными способностями. В частности, в птицу феникс, которая, достигнув старости, не умирает, но самовозгорается. А затем возрождается для жизни. Отсюда и поговорка — «Восстать словно феникс из пепла». К сожалению, учёные так и не смогли обнаружить реально существующих фениксов. Но вот случаи возрождения из состояния буквального ничто история всё же знает. И перед нами, как раз, имеется подобный пример.

Мы только что слышали отрывок из книги пророка Захарии, написанной почти сразу после возвращения еврейского народа из Вавилонского плена. Порабощение евреев Вавилонским государством произошло в шестом веке до Рождества Христова (когда царь Навуходоносор II захватил Иерусалим) и длилось целых сорок лет.

Когда уже новый правитель Междуречья — Кир — разрешил иудеям вернуться в Палестину, оказалось, что возвращаться особенно-то и некуда. Ведь Иерусалим и его главная святыня — храм Бога Единого — были почти полностью разрушены. Многие из евреев впали в отчаяние при виде развалин любимого города. И тогда-то, из глубины всенародной тоски, и зазвучал вдохновляющий голос пророка Захарии, через которого Бог начал утешать и направлять людей.

Господь призывает слушателей пророчества не падать духом, но, как говорится в тексте, «укрепить руки», то есть приготовиться к созидательному труду. И труд этот обязательно принесёт обильные и радостные плоды. Виноград даст богатый урожай, как и вся земля Палестины, напоенная тёплыми дождями. Иерусалим окажется отстроен, его улицы наполнятся людьми — сердцем города снова станет храм Бога истинного. Все светлые пророчества Захарии сбылись в точности. Горечь от сорокалетнего плена постепенно стала сходить на нет.

Прозвучавший текст ясно объясняет, что происходило с народом еврейским ранее (почему их постигло поражение от Вавилона) и что затем послужило причиной радостного возрождения. Господь через пророка говорит, что предки слушателей Захарии прогневали Его. Действительно, многие иудеи той эпохи сначала возгордились, а затем впали в идолопоклонство — из-за того, что цари Израиля заключили политические союзы с языческими правителями, начали перенимать их порочные обычаи. Избранный народ забыл Бога, Который в течение веков спасал его от многих бедствий.

Осознание ошибок даётся подчас с большим трудом. Иногда необходимо опуститься до самых глубин тоски и боли, чтобы в полной мере почувствовать всю тяжесть допущенного промаха. Но путь наверх, пусть и труден, но всегда радостен. Вот и народ еврейский, фактически утратив родину, смог прийти в себя во время Вавилонского плена, смог смириться и покаяться. А затем начал непростое, но столь желанное для себя возрождение — духовное и, как его следствие, материальное.

Пророчество Захарии непросто так звучит в преддверии начала Великого поста. Через строки, имеющие, казалось бы, отношение к давно ушедшей эпохе и адресованные к давно умершим людям, Церковь обращается к нам с напоминанием. Прежде всего, о том, что нельзя отчаиваться. Что даже в самых сложных обстоятельствах есть место для надежды на Бога — всегда готового нам помочь возродиться из пепла, в который мы подчас собственными руками превращаем нашу жизнь.

Главным тут является, в первую очередь, понять — почему от нас вдруг отдалилась радость, какие поступки стали препятствием для благодати Божией? Осознание, безусловно, может принести горечь. Но только так — через сложный процесс осмысления промахов — под нашими ногами только и может возникнуть прочная опора, способная в конечном счёте стать исходной точкой для нашего возрождения. А наступающий Великий пост с его особенным укладом богослужения и общей покаянной настроенностью может помочь нам в этом.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Продолжая подготавливать нас к началу Великого Поста, Церковь предлагает нашему вниманию чтение из книги пророка Захарии. В этом чтении — не только утешение страждущему от невзгод еврейскому народу, но и нечто принципиально новое. Мы слышим, как Бог устами пророка определяет самое главное, что имеет безусловную ценность в налаживании отношений между народом и Господом Богом: и это вовсе не обилие жертвоприношений, строгость аскетических подвигов поста и молитвы или какие-то другие священнодействия, существенно ущемляющие интересы самого человека. Казалось бы, пророк говорит про... обычную человеческую порядочность и доброту: не обманывать друг друга, не быть лицеприятными в судопроизводстве, не замышлять подлостей, не давать ложных клятв. Но именно нарушение этих элементарных понятий чести Бог буквально «ненавидит!»

В «Послании Варнавы» (древнем тексте, который не вошёл в Новозаветный каноно) так разъясняется, почему акцент был перенесён с ритуальных жертвоприношений на отношения друг ко другу: «Господь упразднил это (то есть закон об обязательности кровавых жертв), чтобы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение». Смотрите, как же точно сказано: упраздняется «иго необходимости» — и открывается возможность служить Богу не как ожидающим казни преступникам, но как свободным и любимым сынам!

Неспроста именно перед началом Великого Поста мы слышим эти слова пророка Захарии. Ведь и к самим великопостным трудам можно относиться очень по-разному. Для одного пост — это неизбежность. Рад бы не поститься, да страшно: Бог накажет! Для другого пост — вынужденная плата за свои грехи: раньше жил по своей воле, дошел до края — нет, ну уж теперь и потрудиться надо! Третий потирает руки в предвкушении подвигов: ну наконец-то пост, сейчас наши духовные тренировки начнутся! И каждый из этих людей по-своему прав: главное, чтобы была польза, чтобы лучше разобраться в хитросплетениях страстей и добродетелей, чтобы хотя бы немного стать ближе к Божественной святости!

Но самое радостное — когда пост воспринимается как пространство жизни с Богом, ничем второстепенным не обременённое. Когда все развлечения и привычные излишества на время удалены. Когда остаётся только действительно жизненно необходимое. И образуется благословенная пустота, воздух, простор — в котором гораздо легче ощутить то самое Духовение Святого Духа, Которым и дышит всё мироздание!...

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Кто из нас не возвращался домой с ощущением радости и облегчения от того, что путешествие закончилось? Если оно было прекрасным, нам может быть грустно, но если оно было тяжелым, если мы, например, были в плену, можно представить себе какие чувства мы могли бы испытывать. В сегодняшнем чтении Бог обращается к иудеям через пророка Захарию и говорит им об их возвращении из плена. Грехи народа, из-за которых он попал в Вавилон искуплены и прощены, народ изменился и возвращается в Иерусалим, чтобы жить в истине и правде.

Обращаясь к людям, Бог говорит, что в прежние времена работники не получали плату и никому, кто путешествовал в другие города, не было никакого покоя от врагов, потому что все враждовали против всех. Тяжелая и гнетущая обстановка общего недоверия и противостояния закончилась бедой для всех... При этом, самое странное, Бог как будто бы берет на себя часть ответственности за то, что происходит, Он говорит: «Я попускал всякого человека враждовать против другого». Впрочем, из этих слов очевидно, что враждовали люди сами, в то время как Бог не останавливал их, сохраняя их свободу действовать по собственному усмотрению.

После плена все изменилось. Создается ощущение, что даже Бог изменился, хотя очевидно, что это поэтическое выражения, не в нем суть происходящего. Он говорит: «ныне Я не такой, как в прежние дни». Причем результатом этих изменений становится мирная жизнь, рост плодов, и все те дары возвращения на родину, которые возможны. Однако и в этой ситуации, как и до плена, Божье действие оказывается соотносимо с действием человека. Чтобы возвращение домой было плодотворным, иудеи должны будут изменить свою жизнь. Бог призывает их говорить истину друг другу, мирно и справедливо судить споры, не мыслить зла и ненавидеть ложь.

Почему же этот текст читается в храмах сегодня, за три дня до начала Великого Поста? Потому что жизнь наша нередко становится пленом, в который мы попадаем, следуя за своими страстям. Церковь зовет нас домой, к Богу... Не только в смысле территориальном, но, в первую очередь, в духовном. Однако, чтобы возвращение наше было плодотворным, чтобы, вернувшись к Отцу Небесному мы почувствовали себя дома, нам необходимо измениться, необходимо навести в душе порядок, для чего нам и дается время поста.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пророк Захария родился во время Вавилонского плена, это VI век до Рождества Христова, вместе со своим народом Захария вернулся в Иерусалим, но в отличие от многих своих современников, он не ждал восстановления Давидова царства, он не ждал, что его родина снова станет такой же великий и значимой, как во времена царя Давида. Устремления пророка были совсем в иной плоскости: он смотрел значительно дальше и говорил не о каком-то земном государстве, а о том, что будет после окончания существования всех царств — о царстве Мессии.

Услышанный нами отрывок из книги пророка Захарии может быть понят двояко: и как пророчество о грядущем Мессианском царстве и как слова о ближайшей земной перспективе восстановления Иерусалима и его храма. Оба прочтения слов пророка одинаково справедливы. На то, что речь идет о храме, указывают слова поддержки и ободрения, адресованные строителям нового храма: «да укрепятся руки ваши!». О том же говорят и финальные слова нынешнего отрывка, которые имеют ярко выраженный характер нравственного наставления: «говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших». Очевидно, что в царстве Мессии не будет необходимости в каком-либо суде, равно как не будет там и проблем с правдой; и первое, и второе — неизбежные спутники физической реальности этого мира, но никак не Мессианского царства будущего века.

При этом пророк Захария говорит и о далеком, по человеческим меркам, будущем, в частности, об уничтожении вражды одного человека против другого. Вражда — такая же неизбежность нашего мира, как неправда и как необходимость осуществления суда. С одной стороны, мы должны всеми силами бороться с негативным отношением к кому бы то ни было, с другой — сделать это в полной мере не удастся.

Такого рода двойные пророчества показывают, что Мессианское царство, несмотря на свою принципиальную новизну и абсолютную непохожесть на известный нам физический мир, начинается здесь и сейчас. По сути дела, слова пророка выражают Христову мысль, которая будет произнесена через пять с половиной столетий, и которая актуальна всегда: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Совсем скоро наступит Великий пост, и зачастую мы склонны воспринимать время поста как тот период, который нужно просто перетерпеть, ведь в нём, как кажется, нет ничего радостного: ни ликующих песнопений, ни ярких церковных одежд, да и само по себе ограничение в пище — тоже вряд ли способно порадовать. Однако, Церковь в лице и пророков, и святых предлагает смотреть на этот период церковного года иначе. Как именно, мы можем услышать в 8-й главе книги пророка Захарии, отрывок из которой звучит сегодня во время богослужения в православных храмах.

Глава 8.

19 так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.

20 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;

21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я.

22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.

23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.

У святителя Афанасия Великого есть слова, которые обличают многих из нас. В одном из своих посланий он написал так: «Праздники язычников полны роскоши и всякой мерзости, и они мнят совершать празднества тогда, когда предаются праздности. И тогда же, при праздновании, они совершают то, что ведёт к их собственной гибели. Наши праздники, напротив того, ведут к утверждению в добродетели и состоят в усвоении правил умеренности». Ну а для подтверждения своей мысли святитель Афанасий сослался на только что прозвучавший отрывок книги пророка Захарии, в частности, на слова пророка о том, что пост «соделается для дома Иудина радостью и весёлым торжеством». Очевидно, что под «домом Иудиным» святитель Афанасий понимал Церковь Христову, которая своим краеугольным камнем имеет Господа Иисуса Христа, по плоти произошедшего из колена Иудова. Однако само появление обличающих многих христиан слов святителя Афанасия свидетельствует, что и наши предшественники в вере зачастую были склонны к пониманию праздников на языческий манер, то есть как того времени, когда можно забыть о нравственных нормах и предаваться невоздержанности в пище, напитках и увеселениях. И в самом деле, мы зачастую склонны именно так воспринимать праздники, почему многие из нас и ждут Пасху не как торжество победы Жизни над смертью, а как возможность забыть о всех ограничениях и в полной мере насладиться тем, что может предложить человеку физический мир.

Священное Писание и святитель Афанасий предлагают иной взгляд на праздники, они предлагают считать праздником то, что способно приблизить нас к нашему Спасителю Господу Иисусу Христу, и эта точка зрения совершенно бесспорна: радоваться разумному человеку подобает не тому, что веселит и радует тело, а тому, что полезно для души, тому, что помогает очистить душу и сделать её способной войти в Царство Небесное. Если мы примем такой взгляд на праздники, то и наступающий Великий пост станет не мрачным временем сурового воздержания и ограничений, а пиром для души, он сумеет наполнить душу весельем духовным и радостью о Боге. Именно к такому отношению к посту и призывает нас Церковь как своими богослужебными песнопениями, так и отрывками из Священного Писания, которые она предлагает нашему вниманию в эти подготовительные к Великому посту дни. Дай Бог, чтобы мы сумели услышать и усвоить эту мысль Церкви, чтобы мы приняли её как свою собственную, и чтобы наступающий пост стал для нас самым настоящим духовным праздником!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Служение ветхозаветных пророков часто предстаёт перед нашим внутренним взором в ореоле героического сияния. Надо сказать, что данный ореол, безусловно, имелся, но становился виден, чаще всего, уже после смерти святого. Абсолютное большинство ветхозаветных пророков были гонимы и убиты собственными соплеменниками, не желавшими слышать слов вразумления и обличения. Но имелись и исключения. Например, пророк Захария, чьи слова мы только что слышали.

Книга пророка Захарии была написана в шестом веке до Рождества Христова. Не следует путать автора этого библейского произведения с иным Захарией — священником, отцом Иоанна Крестителя. Пророк Захария жил значительно раньше — он родился в сложные для древних евреев времена, когда они потеряли своё государство и оказались в плену сначала у Вавилонского, а затем у Персидского царства. Иудеев депортировали из Палестины в Междуречье — регион между реками Тигр и Евфрат, который сегодня отчасти занимает Сирия, отчасти — Ирак.

Святой Захария родился на чужбине, в окружении презиравших евреев язычников. Впоследствии ситуация изменилась — персидский правитель Кир II, прозванный Великим, разрешил иудеям возвратиться на родину. Вместе с соплеменниками в Палестину вернулся и Захария. Его пророческое делание было служением надежды.

Захария стремился ободрить иудейский народ, а также рассеять ложное мнение о его, народа, автоматической праведности и богоугодности. Вернувшиеся в Палестину евреи перед тем, как начать восстанавливать Иерусалим и храм истинного Бога, по призыву Захарии наложили на себя строгий пост — в знак покаяния за содеянные грехи. Иудеи хотели расстаться с печальным прошлым, когда их предки забыли истинного Бога и начали поклоняться идолам. Пост длился несколько месяцев и представлял собой не просто воздержание от еды или развлечений, а время усиленной молитвы, благотворительности, совершения дел милосердия. Наконец, пост сменился временем радости, когда, наконец, святой Захария провозгласил, что покаяние Господом принято и необходимо начать работы по восстановлению Иерусалимского храма.

Так еврейский народ пережил самое настоящее духовное возрождение. Пороки предков (блуд, идолопоклонство, жестокость) ушли в прошлое. Миру была явлена ветхозаветная святость. Подобное не могло не принести благотворных результатов. Древние евреи постепенно стали мерилом нравственности для окружающих их народов. Стали происходить случаи, ранее немыслимые. А именно — представители иных национальностей начали принимать веру в Бога истинного. Подобных людей стали называть прозелитами, в переводе — странники, чужеземцы. Среди таких прозелитов, например, оказался апостол и евангелист Лука — грек по национальности. Он сначала принял ветхозаветное учение, а затем стал христианином.

Пророчество Захарии имело отношение не только в близким к его жизни временам. Он, конечно же, предвещал и более далёкое будущее, когда на улицах Иерусалима зазвучит проповедь Сына Божьего — Иисуса Христа. Благодаря Спасителю о Боге истинном узнало значительно больше людей, чем во времена Захарии. Это то, о чём пророк говорит довольно красочно: «будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог».

Заметим, что слово «Иудей» у пророка Захарии написано с заглавной буквы. Речь здесь идёт не о каком-то человеке, а о Спасителе мира — Иисусе Христе. Те, кто ухватился за полы Его одежд, образовали Церковь — Богочеловеческое сообщество, где люди имеют возможность преодолеть своё несовершенство и стать, с помощью благодати Божией, настоящими святыми. Каким был, например, ветхозаветный пророк Захария.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Любой человек в нормальной ситуации между горем и радостью выберет последнее. Да, жизнь может быть сложной и иногда ситуации бывают такими трудными, что дни радости сменяются днями испытаний. Однако, если человек способен что-то изменить — он стремится к радости, а не к печали.

Дни поста как дни аскетических подвигов и мыслей о покаянии, часто воспринимаются как дни печальные, не предполагающие какой-то особой радости. Кроме того, посты в Иудее были связаны с памятью траурных для истории страны и народа событий, и поэтому радости вызвать никак не могли. Боль испытаний проходила, но печаль оставалась... Более того, самим соблюдением постных дней эта печаль возобновлялась и утверждалась.

Сегодняшнее чтение начинается с удивительных слов Бога. Он говорит, что дни поста станут радостью и весёлым торжеством. Буквально это можно понять так: дни траура станут праздниками. Это звучало странно и, может быть, даже возмутительно для людей благочестивых, но пророки никогда не боялись говорить возмутительные вещи. Траурные дни могут стать днями радости, если поводов для траура больше не будет. В контексте истории Ветхого Завета это значило, что народ снова будет жить на своей земле, а Иерусалим и храм перестанут быть в запустении. Однако в контексте новозаветном дни поста могут стать днями радости тогда, когда будет побеждён грех, когда жизнь учеников будет такой, что Христос как Учитель будет с ними.

При этом Бог не просто говорит об этой перемене, как о чём-то возможном. Он указывает на условие, с которым эти перемены связаны: люди должны любить истину и мир. Истину и мир. Кажется, это так просто — рукой подать. Но проходят тысячи лет, а траурные дни так и не становятся днями радости. Всё потому, что при всей кажущейся простоте этой позиции внутренне она требует настоящего подвига. Слово, которое в русском языке переводится как «истина», — в еврейском тексте означает не только истину, но и верность, и постоянство. По сути, это то, что противоположно измене Богу. Это верность Ему, Его правде, Его взгляду на людей и их отношения. И, конечно, эта верность не может привести ни к чему кроме мира. Не простого отсутствия войны, которое несомненно важно, но того, что гораздо глубже. Отсутствие ненависти и враждебности, подозрительности и озлобленности. Но как же так? Неужели мы этого не любим? Как можно не любить Божьей правды, как можно не любить мирного Духа? Но оказывается можно. Можно говорить о ней, призывать к ней... Но на деле стремиться совершенно к другому. Можно даже самому этого не понимать, просто вместо Божиих целей, ставить свои.

Современные христиане часто говорят о том, что мир отказывается от веры и жизни по заповедям. Сегодняшние слова пророка указывают на путь, который позволяет обратить к себе не только теплохладного верующего, но даже язычника. Этот путь всё тот же. Любите истину и мир. Ведь по слову пророка, именно тогда, когда мир торжествует среди людей Божиих, остальные видят это и тоже желают подобной жизни. Смысл поста не в нём самом, но в том, чтобы мы осознали своё несовершенство и не просто захотели радости и торжества, а сделали всё для того, чтобы они имели подлинную основу в нашей жизни.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Последняя перед Великим постом неделя называется Масленицей. Ее традиционными символами являются народные гуляния, вкусные угощения — в целом всё то, что в великопостное время будет считаться излишним. Масленица — народное название. В календаре же эта неделя носит иное, значительно более серьезное именование — неделя о Страшном суде. Православная Церковь накануне Великого поста молитвенно размышляет о последних судьбах нашего мира и участи каждого человека в конце времен. Богослужение масленой недели отчасти напоминает великопостное. В среду и пятницу церковный устав не разрешает совершать Литургию. Вместо евангельских и апостольских строк в эти дни в православных храмах звучат произведения ветхозаветных авторов. Мы с вами, например, только что слышали отрывок из книги пророка Захарии. Не следует путать этого святого с иным Захарием — священником, отцом Иоанна Крестителя. Пророк Захария жил значительно раньше — он родился в сложные для древних евреев времена, когда они потеряли своё государство и оказались в плену сначала у Вавилонского, а затем у Персидского царства. Иудеев депортировали из Палестины в Междуречье. Святой Захария родился уже на чужбине, в окружении презиравших евреев язычников. Впоследствии ситуация изменилась — персидский правитель Кир II, прозванный Великим, разрешил иудеям возвратиться на родину. Вместе с соплеменниками в Палестину вернулся и Захария. Его пророческое делание было служением надежды. Захария (еще до указа Кира II) предсказал, что его современники вновь увидят Иерусалим и, самое главное, получат возможность заново построить храм истинного Бога, разрушенный вавилонским войском. Иерусалимский храм был главным символом древнего Израиля, единственным местом, где могло совершаться богослужение. Вернувшиеся в Палестину евреи перед тем, как начать строительство наложили на себя строгий пост — в знак покаяния за содеянные грехи. Они хотели расстаться с печальным прошлым, когда их предки забыли истинного Бога и начали поклоняться идолам. Пост длился несколько месяцев и, наконец, сменился временем радости, когда начались работы по восстановлению храма. Иные народы, жившие в Палестине, увидели благочестие иудеев, их высокую духовность и тоже пожелали узнать в Единого Бога. Пророк пишет: «Возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея». Так появились прозелиты — бывшие язычники, принявшие во времена Ветхого Завета веру в Господа.

Пророчество Захарии имеет отношение не только к той древней эпохе. Оно говорит нам, на самом деле о судьбе современного мира. Мы часто задаёмся вопросом — почему вокруг нас так много неправды и несправедливости? Как со всем этим бороться? Может быть, стоит принять суровые законы или ввести жестокие наказания? Пророк Захария дает иной совет. Жизнь древних иудеев времен Вавилонского плена в корне изменилась благодаря покаянию — осознанию ошибок прошлого и желанию изменить настоящее. Почти каждый современник Захарии стремился верить в Бога и жить по Его заповедям. Видя такое горение духа, язычники поняли, на чьей стороне правда и захотели узнать радость истинной веры. То же самое Церковь советует всем нам — посвятить дни Великого поста внимательной работе над собой, чтобы достигнутая нами, с помощью Божией, чистота и цельность оказали самое благоприятное воздействие на окружающий нас мир.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
15.03.2024пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****