Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 7-17

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании содержится немалое количество пророческих слов, которые говорят о великом будущем израильского народа. Основную мысль такого рода библейских мест можно кратко выразить следующим образом: народ сейчас пребывает в угнетении, но придёт время, когда всё изменится, Бог вторгнется в историю и народ станет великим. Вполне очевидно, что к такого рода пророчествам можно относиться по-разному. Можно, к примеру, понимать их буквально, и ждать того дня, когда Израиль станет мировым гегемоном. А можно видеть в словах пророков иной, более возвышенный смысл, скажем, указание на то, что Бог в определённое Им Самим время вернёт мир к изначальной гармонии. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы книги пророка Захарии. Давайте послушаем его и подумаем о том, каким образом он может быть согласован с христианским воззрением на ход мировой истории.
Пророк Захария родился во время Вавилонского плена, он был среди тех людей, которые вернулись в Иерусалим, пророк много сделал для возрождения духовной и нравственной жизни израильского народа, и только что услышанные нами слова пророка Захарии были произнесены ещё во время плена, очевидно, что их первейший смысл заключён в возвещении скорого возвращения на родину и изменения всего строя народной жизни. Однако, как и большинство библейских пророчеств, пророчество Захарии имеет минимум два прочтения: относящееся к жизни земной и простирающееся в Царство Мессии. Если с земным всё довольно-таки ясно, то в отношении ещё не наступившего будущего есть над чем поразмышлять.
Конечно же, не может не обращать на себя внимания первая строка только что прозвучавшего пророчества: «Они [...] будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде» (Зах. 8:8). Сама по себе формулировка «Я буду их Богом» вовсе не сводится к формальной декларации веры в Бога, она значительно шире, пожалуй, её можно уподобить отношениям «отец-ребёнок», недостаточно просто назваться отцом, как недостаточно лишь назваться сыном, отношения отца и сына предполагают неразрывность, а также взаимную любовь и неизбежную добровольную подчинённость одного другому. Увы, но невозможно представить, что какой-то народ в лице каждого своего представителя когда-либо будет находится в таких отношениях с Богом, а потому мы можем сделать вывод, что предельное значение этой фразы пророка отсылает нас к иному времени, к тому периоду истории, в котором уже не останется ограничений, связанных с порабощением человека грехом. То есть ко времени истинной свободы, в которое мы, по слову апостола Павла, обретём способность видеть Бога не «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», а «лицом к лицу», и Он станет нашим Богом без всяких оговорок.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов