Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 7-17
Продолжая подготавливать нас к началу Великого Поста, Церковь предлагает нашему вниманию чтение из книги пророка Захарии. В этом чтении — не только утешение страждущему от невзгод еврейскому народу, но и нечто принципиально новое. Мы слышим, как Бог устами пророка определяет самое главное, что имеет безусловную ценность в налаживании отношений между народом и Господом Богом: и это вовсе не обилие жертвоприношений, строгость аскетических подвигов поста и молитвы или какие-то другие священнодействия, существенно ущемляющие интересы самого человека. Казалось бы, пророк говорит про... обычную человеческую порядочность и доброту: не обманывать друг друга, не быть лицеприятными в судопроизводстве, не замышлять подлостей, не давать ложных клятв. Но именно нарушение этих элементарных понятий чести Бог буквально «ненавидит!»
В «Послании Варнавы» (древнем тексте, который не вошёл в Новозаветный каноно) так разъясняется, почему акцент был перенесён с ритуальных жертвоприношений на отношения друг ко другу: «Господь упразднил это (то есть закон об обязательности кровавых жертв), чтобы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение». Смотрите, как же точно сказано: упраздняется «иго необходимости» — и открывается возможность служить Богу не как ожидающим казни преступникам, но как свободным и любимым сынам!
Неспроста именно перед началом Великого Поста мы слышим эти слова пророка Захарии. Ведь и к самим великопостным трудам можно относиться очень по-разному. Для одного пост — это неизбежность. Рад бы не поститься, да страшно: Бог накажет! Для другого пост — вынужденная плата за свои грехи: раньше жил по своей воле, дошел до края — нет, ну уж теперь и потрудиться надо! Третий потирает руки в предвкушении подвигов: ну наконец-то пост, сейчас наши духовные тренировки начнутся! И каждый из этих людей по-своему прав: главное, чтобы была польза, чтобы лучше разобраться в хитросплетениях страстей и добродетелей, чтобы хотя бы немного стать ближе к Божественной святости!
Но самое радостное — когда пост воспринимается как пространство жизни с Богом, ничем второстепенным не обременённое. Когда все развлечения и привычные излишества на время удалены. Когда остаётся только действительно жизненно необходимое. И образуется благословенная пустота, воздух, простор — в котором гораздо легче ощутить то самое Духовение Святого Духа, Которым и дышит всё мироздание!...