Книга пророка Захарии, Глава 8, стихи 19-23
Служение ветхозаветных пророков часто предстаёт перед нашим внутренним взором в ореоле героического сияния. Надо сказать, что данный ореол, безусловно, имелся, но становился виден, чаще всего, уже после смерти святого. Абсолютное большинство ветхозаветных пророков были гонимы и убиты собственными соплеменниками, не желавшими слышать слов вразумления и обличения. Но имелись и исключения. Например, пророк Захария, чьи слова мы только что слышали.
Книга пророка Захарии была написана в шестом веке до Рождества Христова. Не следует путать автора этого библейского произведения с иным Захарией — священником, отцом Иоанна Крестителя. Пророк Захария жил значительно раньше — он родился в сложные для древних евреев времена, когда они потеряли своё государство и оказались в плену сначала у Вавилонского, а затем у Персидского царства. Иудеев депортировали из Палестины в Междуречье — регион между реками Тигр и Евфрат, который сегодня отчасти занимает Сирия, отчасти — Ирак.
Святой Захария родился на чужбине, в окружении презиравших евреев язычников. Впоследствии ситуация изменилась — персидский правитель Кир II, прозванный Великим, разрешил иудеям возвратиться на родину. Вместе с соплеменниками в Палестину вернулся и Захария. Его пророческое делание было служением надежды.
Захария стремился ободрить иудейский народ, а также рассеять ложное мнение о его, народа, автоматической праведности и богоугодности. Вернувшиеся в Палестину евреи перед тем, как начать восстанавливать Иерусалим и храм истинного Бога, по призыву Захарии наложили на себя строгий пост — в знак покаяния за содеянные грехи. Иудеи хотели расстаться с печальным прошлым, когда их предки забыли истинного Бога и начали поклоняться идолам. Пост длился несколько месяцев и представлял собой не просто воздержание от еды или развлечений, а время усиленной молитвы, благотворительности, совершения дел милосердия. Наконец, пост сменился временем радости, когда, наконец, святой Захария провозгласил, что покаяние Господом принято и необходимо начать работы по восстановлению Иерусалимского храма.
Так еврейский народ пережил самое настоящее духовное возрождение. Пороки предков (блуд, идолопоклонство, жестокость) ушли в прошлое. Миру была явлена ветхозаветная святость. Подобное не могло не принести благотворных результатов. Древние евреи постепенно стали мерилом нравственности для окружающих их народов. Стали происходить случаи, ранее немыслимые. А именно — представители иных национальностей начали принимать веру в Бога истинного. Подобных людей стали называть прозелитами, в переводе — странники, чужеземцы. Среди таких прозелитов, например, оказался апостол и евангелист Лука — грек по национальности. Он сначала принял ветхозаветное учение, а затем стал христианином.
Пророчество Захарии имело отношение не только в близким к его жизни временам. Он, конечно же, предвещал и более далёкое будущее, когда на улицах Иерусалима зазвучит проповедь Сына Божьего — Иисуса Христа. Благодаря Спасителю о Боге истинном узнало значительно больше людей, чем во времена Захарии. Это то, о чём пророк говорит довольно красочно: «будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог».
Заметим, что слово «Иудей» у пророка Захарии написано с заглавной буквы. Речь здесь идёт не о каком-то человеке, а о Спасителе мира — Иисусе Христе. Те, кто ухватился за полы Его одежд, образовали Церковь — Богочеловеческое сообщество, где люди имеют возможность преодолеть своё несовершенство и стать, с помощью благодати Божией, настоящими святыми. Каким был, например, ветхозаветный пророк Захария.