Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие составное

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.

Иеремии, Глава 11, стихи 18-23, Глава 12, стихи 1-5; 9-11; 14-15

Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Иов многострадальный

Книга Иова, Глава 38, стихи 1-23, Глава 42, стихи 1-5

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.

Библейские чтения

* Поделиться
пророк исайя

Книга пророка Исайи, Глава 50, стихи 4-11

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 26
Евангелие от Иоанна, Глава 13
Евангелие от Матфея, Глава 26
Евангелие от Луки, Глава 22
Евангелие от Матфея, Глава 26
Евангелие от Матфея, Глава 27
Читать далее
Книга пророка Иеремии, Глава 11
Книга пророка Иеремии, Глава 12
Книга пророка Иеремии, Глава 12
Книга пророка Иеремии, Глава 12
Читать далее
Книга Исход, Глава 19
Читать далее
Книга Иова, Глава 38
Книга Иова, Глава 42
Читать далее
Книга пророка Исайи, Глава 50
Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нашим взором разворачиваются события Великого Четверга — это и Умовение ног, и Тайная Вечеря, и молитва в Гефсиманском саду, и арест Иисуса, и отступничество Петра. Каждый в этом чтении, несомненно, услышит что-то своё, отразившееся в душе, то, что переплелось с личным опытом, собственной болью. Недаром в храме во время чтения Страстных Евангелий стоит такая звенящая тишина. Эти слова — не только о том, какие мы, человеки — слабые, подлые, неустойчивые, боязливые. Эти слова прежде всего о том, Каков наш Бог — знающий нас досконально, как облупленных, и соразмеряющий Свой Божественный план нашего спасения в точном соответствии нашему состоянию.

В повествовании о последних прощальных часах, которые Иисус провёл со Своими дорогими учениками, Бог открывается нам как деятельная любовь. Он не просто призывает служить друг другу — но Сам берёт умывальницу и моет ноги ученикам. Спаситель не только призывает к общению с Небесным Отцом — но Сам раздаёт хлеб и вино, ставшие Его Телом и Кровью. Он не только даёт заповедь о любви к врагам — но и возвращает занесённое для удара оружие и не даёт оказать вооружённое сопротивление аресту. И мы считываем эту безграничную любовь Бога к человеку не из тех слов, которыми Он Сам её описывает. Напротив: мы нигде не встретим в Евангелии, чтобы Иисус постоянно признавался в любви к Своим ученикам и вообще всем последователям. Этой «душной душевности» у Него мы не увидим вообще. Напротив, мы скорее услышим, как Он Сам предлагает уйти, оставить Его, вернуться к своим обычным делам — если Его слово оказывается слишком сложным для исполнения.

Всё то, что Он делает — происходит как образ, пример ученикам для подражания. Эти поступки крепко впечатываются в наше сознание — и оказавшись в какой-то схожей ситуации, нам уже нет нужды вспоминать слова и выражения — потому что перед глазами возникает целостный образ евангельской истории и то, как поступал сам Христос Спаситель.

Но такой деятельной любви надо учиться. Впрочем, как и любая другая добродетель, любовь требует усилия воли. Но это усилие следует направлять не на выжимание из себя «вымученной любви», а прежде всего на уменьшение самости, которая-то и не позволяет любви раскрываться. Но прежде чем вступить на путь длительной борьбы с самостью, её надо увидеть, почувствовать, пережить. Где в сегодняшнем чтении эта самость апостолов проявляется наиболее ярко? В негодовании учеников по поводу неразумной траты мира. В решении Иуды самостоятельно положить конец всей этой странной истории. В возмущении Петра при умовении ног Иисусом. В горделивой реплике Петра, что уж кто-кто, а он точно никогда не предаст Учителя. В захлестнувшей души учеников печали во время гефсиманской молитвы Спасителя. В агрессии Петра во время ареста. В его малодушном предательстве. Везде, где человек перестаёт ощущать дыхание текущего момента, и начинает противопоставлять себя воле Божией — царствует самость.

Но и в этом противостоянии самости есть кроме стороны нашего человеческого усилия, и другая сторона: это участие Самого Христа Спасителя. Как мы видим из евангельского повествования, Бог непрестанно находится в диалоге с человеком и со своей, Божественной, стороны, неотступно помогает нам раскрыть душу для любви — пройдя путём ошибок и падений, предательства и малодушия. Для Бога ценность той любви, которая дремлет где-то в глубинах нашего сердца настолько велика, что Он не останавливается даже перед схождением во ад — лишь бы только помочь нам вывести её на поверхность.

Тот идеал любви, который сегодня показал нам Христос Спаситель, пусть и будет для каждого из нас главной ценностью жизни — устремившись к которой мы уже никогда не останемся одни!

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Сегодняшнее чтение по своей продолжительности превышает обычное. Что не удивительно, ведь мы в наступивший день вспоминаем особенное событие — Тайную вечерю, последнюю совместную трапезу Христа с учениками. Во время вечери Спаситель устанавливает два таинства. Преломляя хлеб и благословляя общую чашу с вином, Он совершает Евхаристию. Затем Христос даёт апостолам, а через них всей Церкви, власть вязать и решить. Так появилось таинство священства. Однако при всей грандиозности произошедшего главная тема сегодняшнего чтения — это доверие. Именно доверие красной нитью проходит сквозь евангельское повествование, оставленное нам апостолами. Тайная вечеря представляла собой ритуальную трапезу, в ходе которой иудеи вспоминали исход из египетского плена. Они вкушали особые продукты (пресный хлеб, горькие травы, запеченного на огне агнца), рассказывая друг другу о событиях глубокой древности, имевшие для них важнейшее значение. Исход, как освобождение от рабства, служил доказательством союза народа еврейского с Богом. Вкушать пасхальные блюда можно было, лишь полностью омывшись. Омовение ног участникам трапезы обычно совершал слуга. Евангелисты повествуют, что на Тайной вечери эти обязанности взял на Себя Христос. Сняв часть одежды, Он по очереди подходит к каждому из апостолов, встает перед ними на колени, моет и отирает им ноги. Даже Иуде. Так Спаситель показывает Своё смирение и одновременно доверие к апостолам. Хотя Он прекрасно знает что произойдет через пару часов. После обряда омовения началась сама трапеза. Её главной составляющей было преломление хлеба и распитие общей чаши. Участники вечери по очереди отпивали немного вина, произнося перед этим особые молитвословия. Христос в корне изменил смысл данного обряда, наполнив его Божественной благодатью. Под видом хлеба апостолы вкусили Тело Христово, под видом вина испили Его Кровь. Принял участие в Евхаристии и Иуда. Мы снова видим удивительное доверие Спасителя. Он разделяет Евхаристию с предателем. Но не от безысходности, не от желания усугубить участь Иуды, но чтобы дать тому последний шанс — исцелить его, не дать отпасть. Лекарство, примененное Спасителем, — сильнейшее из всех существующих. Иуда принимает Тело и Кровь Бога. Но выбор сделан и доверие Христа наталкивается, с одной стороны, на сребролюбие, с другой, на неверие. Иуда разочарован в Учителе, а потому уходит к Его противникам. В греческом тексте слова «решил предать» звучат, как «решил передать». Горе-апостол хочет, чтобы над Спасителем был установлен контроль, чтобы миссия Иисуса оказалась заблокирована. Однако дальнейшее развитие событий также говорят нам доверии. После трапезы Христос вместе с оставшимися учениками отправляется в Гефсиманский сад и просит их молиться и бодрствовать. Спаситель вновь доверяется ученикам, призывает их разделить с Ним эту непростую ночь. Но апостолы устали и отягощены ужином. Все они засыпают. Иисус остается в одиночестве. Уже не только Иуда предает Христа. Остальные апостолы также оказываются слабыми в вере людьми. Сон учеников прерывает приход Иуды вместе с дружинниками первосвященников. Иисуса пленяют. Апостолы не дерзают заступиться за Него. Лишь Петр начинает бессмысленно и неумело размахивать мечом. Через недолгое время и он публично отречется от Христа. В глазах Спасителя мы видим горечь, но не обиду. Иисус уже заранее простил апостолов за слабость. Его любовь к ученикам сильнее их несовершенства. В том и состоит удивительное свойство наших отношений со Христом. Спаситель по-прежнему доверяется каждому из нас, доверяется, в том числе, через Евхаристию. Он знает, что мы слабые, несовершенные люди, но это обстоятельство не препятствует Его доверию к нам. Что же требуется от нас? На самом деле, немногое. Поступать в жизни так, чтобы нам потом ни перед Богом, ни перед близкими, ни перед собой стыдно не было.

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Пророк Иеремия жил в седьмом веке до Р.Х. Это был период заката Иудейского царства. Народ всё больше уклонялся в идолопоклонство, а внешние враги всё ближе подходили к границам Палестины. С одной стороны, на еврейское государство давил Египет, с другой, — молодая Вавилонская империя. Земля Обетованная превратилась в поле противостояние между двумя могущественными державами. В этой битве победу одержал Вавилон, под власть которого и подпала Иудея. В марте 598 года до Рождества Христова Иерусалим был разграблен, а иудейская знать уведена в плен. Так пророк Иезекииль оказался в Вавилоне, где и начал свое пророческое служение. В своей книге пророк поднимает актуальные на тот момент темы, связанные с судьбами богоизбранной нации. Он говорит о суде Божием над евреями, а также пророчествует об участи языческих народов.

В только что прозвучавшем отрывке он сетует на свою горькую судьбу. Дело в том, что его деятельность встречала среди его же единоплеменников жёсткое сопротивление. Они враждебно относились к пророку. Хотели убить его, вероятно, отравить. Всё это потрясает его до глубины души. Он страдает унынием и в этом состоянии открывается Творцу. Он рассказывает Ему о своих недоумениях и сомнениях. Слова Иеремии, обращённые к Господу, очень напоминают речи праведного Иова. С одной стороны, он не сомневается в Боге. Он верит в Него, Его праведность, святость и всеведение. Но поэтому ещё больше его мучает вопрос, «почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» Почему Господь дал злым людям «укорениться» на земле? Почему Он не мешает им расти? И почему Бог, который так покровительствует Своему посланнику, продолжает его испытывать и не мстит за него? Неужели Он ничего не видит и не понимает? Неужели не знает, что нечестивые торжествуют в этом мире?

Ответ, который получает Иеремия, весьма и весьма неутешителен. Господь говорит, что не стоит жаловаться на нынешние обстоятельства. Ведь в будущем будет ещё хуже. Именно так можно понимать выражение: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» Может показаться, что Бог жесток. Однако в Его ответе содержится глубокая идея и в каком-то смысле ответ на те вопросы, которые мучали Иеремию. Если ты можешь доверять Творцу, когда благоденствуешь, почему не готов доверять Ему, когда наступают тяжкие времена? Таким образом, Господь призывает пророка быть верным Ему всегда, в каких тяжких испытаниях он не оказался. Ведь недорого стоит та вера, которой благоприятствуют внешние обстоятельства. Так может верить всякий. Это удобно. Но подлинная вера и верность проявляют себя лишь в минуты невзгод и злоключений. Именно тогда мы определяем для себя самих, кем является для нас Господь. И лишь после этого испытания за нашу верность и терпение Бог входит в нашу судьбу и наполняет её светом и радостью Своей благодати.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пророк Иеремия жил приблизительно через сто лет после пророка Исайи — во второй половине VII-го века. То, что Исайя прозревал своим пророческим взором, осуществилось при жизни Иеремии — Иерусалим пал, а народ был уведен в плен. Все это случилось не одномоментно, пророк был свидетелем развития ситуации, которая в конечном итоге привела к уничтожению столицы Иудеи. Он видел близкую катастрофу, пытался ей противостоять, обличал, проповедовал, угрожал, но люди редко слушают пророков, не был услышан и Иеремия: бездарная политика иудейских царей и общая народная нравственная деградации привели к тому, к чему привели.

В родном для Иеремии пригороде Иерусалима Анафофе было устроено святилище, что было нарушением закона Моисея. Естественно, что пророк Иеремия ратовал за соблюдение закона и за упразднение этого святилища. Но согражданам пророка столь ревностное отношение к закону пришлось не по вкусу, и они приняли решение уничтожить самого Иеремию. Спасло жизнь пророка лишь полученное им от Бога предостережение. Именно эта ситуация послужила поводом к написанию сегодняшнего отрывка. В нем пророк выступает как прообраз страждущего Мессии — Христа Спасителя, именно по этой причине сегодня читается этот фрагмент книги Иеремии.

Иеремия, как и Христос, не только не делал ничего злого, зла не было и в его мыслях. Иеремия, как и Христос, призывал к исполнению закона не по форме, но по духу. Результатом в обоих случаях стал заговор. Но если Иеремия спасся, но Христос был взят под стражу, мучим и убит.

В этом отрывке Иеремия исповедует чистоту своих мыслей и поступков, он говорит, что Бог испытывает сердца и утробы, что Бог не смотрит на внешнее и судит не по делам только, но и по намерениям, ведь внешнее далеко не всегда соответствует внутреннему, а те дела, которые производят впечатление добрых, могут по своей сути оказаться вовсе не такими. Мы знаем подобные примеры и из нашей повседневной жизни, знаем, что есть, к примеру, те, кто под видом помощи нуждающимся наживается сам. Но Бог видит сердце, а потому в конечном итоге прав оказывается лишь тот, кто способен сердечной чистотой подражать Христу, кто идет по пути Христову, восходит на свою Голгофу и через это входит в тайну Воскресения Христова.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодня страстной четверг и Церковь предлагает нашему вниманию чтения, которые призваны приблизить нас к тайне дела Христова, к тайне нашего спасения. В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из книги пророка Иеремии. От лица Бога он многократно обращался к народу, который погряз в язычестве и, конечно, не хотел слышать никаких обличений. Впрочем, если бы только не слушал — это было бы ещё пол беды, но судя по тому, что мы слышим в начале отрывка, жители родного города Иеремии замыслили убить его, подложить яд в его тарелку, уничтожить даже память о том, кто обличал их поведение.

Господь открывает их замыслы Иеремии и тот говорит: «дай мне, Господи, увидеть мщение, ибо я Тебе вверяю дело мое». Отвечая пророку, Бог говорит о том, что все угрожающие Иеремии, все запрещающие ему пророчествовать, будут наказаны, так что и остатка их не будет. Причем совершенно очевидно, что суть происходящего не в мести, как таковой. Люди, которые ненавидят пророка ненавидят и Бога... А ненавидящие Бога сами лишаются жизни.

Просьба Иеремии по-человечески очень понятна и действия Божии вполне соответствует ветхозаветным представлениям о Нем. Однако во второй части чтения интонации несколько меняются. Пророк не понимает Бога начинает задавать вопросы о правосудии. Он замечает, что Бог не наказывает нечестивых, они укореняются и возрастают на земле. Иеремия не сомневается в том, что Господь праведен, но не понимает, почему в мире нет очевидной справедливости.

Внешне по сюжету история Иеремии оказывается очень похожей на историю Христа. Он возвещает людям Слово Божее, напоминает им о завете, который они забыли... Конечно, современники Христа не язычники и на улицах Иерусалима не стоят капища, как это было при Иеремии, но путь формального благочестия, который они для себя выбрали приводит их к тому же результату: ненависть к Христу, как к пророку и желание убить Его. И все же, совпадая по сюжету, чтение предлагает посмотреть на эту проблему с другой точки зрения.

Один священник как-то служил всенощную под воскресенье. Диакона не было и после малого входа он, стоя у горнего места говорил обычный для этого дня прокимен, смысл которого в том, что Господь воцарился и облекся в красоту и великолепие. Так уж вышло, что в тот момент на горнем месте стояла икона Христа в терновом венце. И вдруг в его сознании соединились совершенно несовместимые в обычной логике вещи: Господь воцарился и облекся в багрянцу, позволил надеть себе на голову терновый венец как царскую корону.

Иеремия требует от Бога мщения, но Бог не человек, и Он действует совершенно иначе. Во Христе Он действительно воцарился, но сделал это не через месть и наказание врагов, а через крест. О облекся великолепием, но это не великолепие одежд, но великолепие жертвенной любви, которая явлена во время распятия. Цель Его не в том, чтобы, наказав виновных, восстановить человеческую справедливость, но в том, возвратить все народы на путь спасения.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Служение пророка Иеремии проходили в трудное время. С одной стороны, еврейский народ массово забывал о своем Боге и уклонялся в язычество. С другой — очень тяжелой была внешнеполитическая обстановка. Иудея подпадает под власть египетских фараонов, которые склоняют правителей Иерусалима выступить вместе с ними против набирающей мощь Вавилонской державы. Иеремия обращается к своим согражданам с предупреждением, чтобы они не делали это, т.к. Вавилон — наказание Божие за те беззакония и нравственную распущенность, которую допустил Израиль, забыв о своем Творце. Перед ним необходимо склониться и тогда Господь помилует народ. Эти слова вызывают гнев патриотически настроенной аристократии и духовенства города Анафоф, в котором жил пророк. Его хотят убить. Это и стало причиной тех слов, которые мы только что услышали. Пророк жалуется Богу, и Господь открывает ему, что за то, что люди не прислушались к его словам, они навлекут на себя беду. Придет вавилонский царь, победит Египет и возьмется за Иудею. Не только Анафоф, но и сам Иерусалим будет разрушен, а еврейская элита окажется в вавилонском плену.

Не случайно все эти слова звучат сегодня, в Страстную пятницу. Судьба пророка Иеремии во многом напоминает жизнь Иисуса Христа. Также, как и пророк, Господь терпел злобу Своих единоплеменников за то, что призывал думать не о земном, а о небесном. Также, как и во времена пророка, Израиль пострадал за свое духовное нечувствие. Если во времена Иеремии Иерусалим был уничтожен, а его жители уведены в Вавилон, так и немногим после смерти и воскресения Христа, столица еврейского государства была разрушена римлянами, а ее жители рассеялись по всему миру.

И все же в заключительных словах пророчества содержатся слова надежды и утешения. Во время своих горьких странствований Израиль осознает свой грех и раскается перед Богом. Тогда Господь вернет Свой народ домой. Для современников Иеремии это означало, что тяготы Вавилонского плена однажды закончатся, Иерусалим будут восстановлен. Для современников Спасителя, как и для всех Его последователей вплоть до настоящего времени, это явное указание на возвращение в духовное отечество, которое начинается уже здесь на земле, в Церкви Христовой.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Всем известно, что за псевдонимами ощутимой части наиболее известных и пламенных деятелей русской революции скрываются еврейские фамилии. Кто-то склонен видеть в этом какой-то заговор против России. Но если сопоставить факт активного участия в революционных событиях представителей еврейского народа с текстом Священного Писания, то легко увидеть одну из ключевых особенностей этого народа: он очень свободолюбив. Наверное, второго народа с такой тягой к свободе, в том числе и политической, найти не удастся. Особенно остро нежелание оказаться в положении рабов проявилось в истории с осадой крепости Масада: защитники крепости отказались сражаться с римскими оккупантами и предпочли возможному пленению массовое самоубийство.

Зная и помня все это, легко представить каково жилось пророку Иеремии, отрывок из книги которого мы только что услышали. Он призывал свой народ не к борьбе с внешними противниками, а к тому, чтобы подчиниться им. Он призывал не сражаться за свободу. Сказать, что такой призыв не был популярным, это значит ничего не сказать. Призыв пророка вызывал крайнюю степень злобы и агрессии. Но такова была воля Божия и Иеремия ее возвещал, он не мог идти против голоса Бога, каким бы неприятным не был этот голос. При этом исследователи книги пророка Иеремии замечают, что сам по себе он не был борцом, он был очень мягким человеком, этаким древним аналогом младшего научного сотрудника какого-нибудь НИИ позднесоветского времени. Его внешние горячие призывы были в глубоком противоречии с его характером и нравом. Все это откладывало тяжелый отпечаток на его жизнь. Может быть, более тяжелый, чем на жизнь других пророков. Удивительно, что книгу такого человека Талмуд называет «книгой угроз». Вряд ли самому пророку хотелось, чтобы именно такими его слова остались в памяти потомков. Но несмотря ни на что он проповедовал то, что должен был проповедовать, то, что Бог повелел ему говорить.

Тот отрывок, который мы услышали сегодня, содержит в себе одно из многочисленных мессианских пророчеств Ветхого Завета, пророчество о том, как Воплощенный Бог будет веден на казнь: «как кроткий агнец, ведомый на заклание». Собственно, именно по этой причине мы сегодня — в Великий Четверг, то есть в канун воспоминания Христовых Страданий — слышим этот отрывок пророчества Иеремии.

Христос смирился. Он не сопротивлялся. Он дал делать с Собой то, что решили с Ним сделать люди. Он целиком отдал Себя в волю человека. К чему привела эта воля — мы знаем. И зная это не можем не понимать, что практическим выводом из склонения Бога перед ужасной волей человека может быть только один вывод: наша воля без ее согласования с волей Бога ужасна. А потому мы не имеем права при принятии каких-либо решений руководствоваться лишь своей собственной волей без соотнесения ее с волей Божией.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Прозвучавшее чтение из библейской книги Исход говорит о центральном для ветхозаветной истории событии — даровании так называемого Синайского законодательства. На пятидесятый день странствования по пустыне еврейский народ во главе с Моисеем добрался до Синайской горы. Ужасы египетского плена и угроза гибели от рук воинов фараона остались позади. Древние евреи возвращались в землю своих патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Моисей и его спутники были предельно воодушевлены тем фактом, что Предводителем их путешествия являлся Сам Господь. Он шёл впереди народа Своего в виде облачного столпа, принимавшего при наступлении суток вид столпа огненного.

Наконец, как уже было сказано, — на пятидесятый день освободившиеся от плена египтян евреи достигли горы Синай. Взойти на её вершину сподобился только пророк Моисей. Только ему суждено было проникнуть внутрь громового облака Божественной тьмы, сгустившейся вокруг Синая. Там, как говорит Библия, Моисей говорил с Богом, а Господь отвечал ему голосом. Данное выражение подчёркивает, что пророк общался с Творцом не как колдуны или медиумы, пребывающие вне границ своего сознания. Моисей разговаривал с Богом как с живой Личностью!

Остальным спутникам пророка было запрещено приближаться к склону горы, касаться её — до тех пор, пока Господь не покинет вершину Синая. Почему это чтение звучит в православных храмах в Великий четверг — день Страстной недели, когда Церковь вспоминает Тайную вечерю — последнюю трапезу Христа с Его учениками. Дело в том, что Тайная вечеря была не просто ужином. Господь Иисус установил во время вечери сразу два таинства — священства и Евхаристии.

Спаситель дунул на апостолов, дав им власть вязать и решить грехи людей. Речь идёт не о каком-то господстве. А о доверительном поручении Христа ученикам — продолжить Его дело на земле. Господь во времена Ветхого Завета сделал пророка Моисея глашатаем Своей воли среди евреев. Апостолы же получили от Спасителя завет распространить евангельское учение среди всех народов земли, создавая повсеместно церковные общины. В каждой из них (этих общин), руководимой епископом или пресвитером, стала совершаться Евхаристия — Таинство, в котором и через которое осуществляется общение Христа с верующими в Него людьми.

Во время Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя по молитвам Церкви. Тот, кто причащается, имея веру и любовь к Богу в своём сердце, получает опыт духовного единения со Спасителем. Опыт, который по своей глубине и значению превосходит тот, что получил пророк Моисей, общаясь с Господом на вершине Синая.

Для пророка его диалог с Творцом представлял собой скорее переживание страха, трепета и даже ужаса. Ведь Господь Сам сказал: «Нельзя увидеть Бога и не умереть». Ситуация коренным образом изменилась благодаря пришествию в мир Христа. Люди получили возможность говорить с Богом лицом к лицу. Теперь над нами уже не висит угроза гибели. Наоборот, через Спасителя Господь взывает к нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые!» В общении с Творцом страх и трепет отошли благодаря Христу на второй план. На переднем плане теперь присутствует жертвенность и любовь, которые Бог адресует нам через Своего Сына. Это то, о чём так возвышенно говорит в Евангелии апостол Иоанн: «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа».

Господь Иисус общается с нами, руководствуясь не нормами юридического права. Он, принося Себя в жертву, просит нас принять этот дар любви, откликнуться на него через искреннее соблюдение заповедей. Которые ценны не сами по себе, а служат средством нашего единения с Богом и друг с другом в пространстве Церкви Христовой — обновлённого и освящённого благодатью народа Божия.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как Бог говорит Моисею о подготовке народа к заключению завета. В течение трёх дней люди должны готовиться к тому, что Господь сойдёт перед глазами всего народа на гору Синай.

Из контекста всей главы мы можем узнать, что пришествие Бога к своему народу — это результат предварительной договорённости. Бог через Моисея предложил народу завет. Он говорит: «Если они будут жить по Моей воле — то будут Моим народом». И все люди соглашаются. В этом контексте слово «если», звучит совершенно потрясающе. Бог, Творец неба и земли, не просто информирует людей о Своей власти над ними, но приглашает к диалогу... В этом «если» звучит совершенно удивительное уважение Бога к людям. Ведь Он приглашает не к подчинению, а к сотрудничеству.

Итак, Моисею предстоит освятить народ, они должны вымыть свои одежды, чтобы быть готовыми к пришествию Господа. Но прежде этого пришествия они должны были ждать три дня и в течение этих дней ни в коем случае не прикасаться к горе под страхом смертной казни. Можно довольно долго гадать, почему именно людям не позволяется прикасаться к горе. Однако, как в Писании, так и в истории Церкви были примеры, которые могут служить аналогиями к этим событиям.

Первая связана с самым ранним заветом в истории человечества. Обращая к Адаму и Еве Свои заповеди, Бог, среди прочего, запрещает им вкушать плоды с древа познания добра и зла. Причём совсем не потому, что древо было ядовитым или вредоносным, но потому, что человек, согласившись соблюдать заповеди, тут же должен был явить своё послушание. То же самое происходит в случае завета с Богом у горы Синай. Запрет на прикосновение к горе — это своего рода пост, воспитание воли, которое предохраняло человека от попыток потребительски и магически воспринять Бога и гору, как место Его явления.

Вторая аналогия связана с людьми, которые в древней церкви готовились ко крещению и назывались оглашенными. Готовились они довольно долго, в течение нескольких лет. Сорок дней поста были для них совершенно особенным временем, ведь они должны были окончательно отказаться от тяжёлых грехов, чтобы вступить в завет с Богом через крещение. Более того, появление сегодняшнего чтения в Страстной Четверг совершенно не удивительно, ведь оглашенные крестились в субботу, то есть как раз на третий день после четверга.

Таким образом, перед нами удивительная по своей глубине и сложности символика крещения как вхождения в Новый Завет. С одной, через текст, который мы сейчас услышали, оно ассоциируется с заключением завета Ветхого. С другой, простого договора уже оказывается недостаточно и крещальная купель становится образом гроба Христова, в котором мы умираем для греха.

Важно понимать, что завет всегда предполагает жертву. Причём не внешнюю, конечно, а внутреннюю. Тот, кто вступает в договор, уже не может делать всё, что угодно, потому что связан словом. Тот же, кто вступает в завет с Богом, становится Божиим и со своей стороны оказывается призван предать всего себя в Его руки.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Несмотря на то, что название второй книге Ветхого Завета дал исход израильского народа из Египта, основное событие книги состоит вовсе не в собственно исходе, оно — в заключение Богом Завета с Его избранным народом. О событиях, которые непосредственно предшествовали заключению Завета и идет речь в этом отрывке.

Получается, что вся предшествующая история была лишь подготовкой к этому событию. Народ должен был умножиться, народ должен был мобилизоваться и осознать себя единым, народ должен был решиться уйти из земли рабства, и только при соблюдении этих условий стало возможным заключение Завета. Но помимо перечисленных условий, необходимо было выполнить еще несколько. Если решимость и все, что с ней связано, это условия исключительно нравственного характера, то здесь они дополняются ритуальными. Мы видим, что Бог требует особой чистоты от каждого израильтянина — «пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню». Требует Бог и максимальной сосредоточенности, это требование звучит как запрет на супружеские отношения — «будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам». Конечно, само по себе прикосновение к законной жене не может кого-либо осквернить, как не может осквернить и грязная одежда, соблюдение этих условий необходимо для отделения сакрального от обыденного или, если пользоваться несколько иным языком, профанного. Есть повседневная жизнь, а есть моменты богообщения.

Несмотря на то, что многие предписания Ветхого Завета с наступлением евангельской эпохи утратили свою актуальность, стремление к разделению повседневного и посвященного Богу сохранилось. Именно отсюда — из книги Исход — берут свое начало как наши богослужебные облачения, так и церковные требования особой подготовки для участия в таинствах.

Есть люди, которым кажется, что это всего лишь ритуал, они полагают, что это лишь дань давно утратившей актуальность традиции, но такое мнение ошибочно. Конечно, Богу все равно в каком виде мы перед Ним предстаем, но не все равно нам, ведь именно нам, а не Богу необходимо отделение сакрального от обыденного, а если такого отделения не будет, то произойдет смешение в результате которого утратится острота переживания богообщения.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Согласно Священному Писанию после исхода из Египта евреи отправились к границам Палестины. Их путь лежал через горный массив, который Библия называет Хорив. Самой высокой точкой этого массива была гора Синай. Именно в долине у подножия этой горы Израиль расположился лагерем для того, чтобы подготовить себя к заключению союза с Богом, который вывел его из Египта. Иначе этот союз называют словом «завет».

В первую очередь еврейское слово, которое на русский язык перевели как «завет», указывает на юридический договор. Подобные заключались между людьми и даже между племенами. Однако в книги Исход этот термин получает совершенно новое значение: речь идет не просто о заключении договора между Богом и евреями, но о создании в результате этого союза нового народа. Основой существования этого народа становится исполнение воли Божией. Это не означает, что отношения между Богом и евреями мы должны рассматривать исключительно в юридических категориях. Часто, чтобы указать на суть завета Писание использует образ брака. Израиль — невеста, Бог — жених. Завет между ними сводится к тому, что евреи должны хранить верность Творцу как девушка, которая обручена, своему избраннику. Взамен Господь обещает всячески оберегать свой народ и заботится о нем. В качестве некоего залога, что завет в силе, Бог обещает подарить евреям Землю Обетованную. Да, именно так, согласно Библии, Палестина — предсвадебный подарок, обручальное кольцо, которое Небесный жених подарил своей невесте. Те ритуальные приготовления, о которых мы только что услышали, и следует понимать именно в этом ключе. Это подготовка к брачной церемонии, которая требует от невесты девственной чистоты. Лишь в этом случае завет будет заключен.

Христианство часто называют религией Нового Завета. Это не значит, что те отношения, которые Творец некогда заключил с евреями на горе Синай, аннулированы. Просто они перешли на новый, более глубокий уровень. Бог теперь не далекий, грозный владыка. Он стал одним из нас. Таким же как мы простым человеком. Близким, родным, осязаемым. Тогда, в Ветхом Завете, было всего лишь обручение, воплощение Спасителя — само брачное торжество. И если тогда на Синае Господь дал своей невесте, Израилю, в качестве залога Своей верности во владение Землю Обетованную, то Христос подарил своим ученикам нечто более ценное — Самого Себя, Церковь с ее таинствами. Ведь именно они способны наполнять все наше существо благодатью Его постоянного и радостного присутствия.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшнее чтение из книги Иова — удивительное по своей художественной выразительности и силе духа повествование. На все недоуменные вопросы Иова Бог разворачивает перед ним картину мироздания, историю создания всего бытия — и вопрошает: Иов, а ты тут где?.. Что-то как-то незаметно...

Я бы настоятельно рекомендовал самим прочитать опущенные в сегодняшнем чтении главы из этой книги — а именно с 38-й по 41-ю. Это потрясающе вдохновенный рассказ о бытии — только не с человеческой, а с Божественной точки зрения. И, что самое главное, — весь этот продолжительный, яркий, необычайно образный рассказ и есть тот самый главный ответ Иову, которого так долго ждал измученный праведник. И в чём же этот ответ заключается?

Большинство толкователей сходятся в том, что главный смысл этого ответа — утверждение непостижимости человеческим умом Божественного замысла и всех путей, которыми Он поддерживает бытие мира. Могущество и мудрость — вот о чём прежде всего свидетельствуют эти главы продолжительного ответа Бога Иову. Но я бы добавил ещё вот что: сквозь каждый стих этих глав, каждый риторический вопрос, каждую ироничную фразу просвечивает ещё нечто большее — красота и любовь. Бог не просто создал мир как предельно совершенную машину с чёткими функциями: для Него созданный им мир прежде всего — прекрасен, славен. Бог не только источник бытия как основа и причина всего — Он ещё и раскрывает Себя прежде всего в Своей Славе, отблесками которой и является всё мироздание. И то, что мы где-то видим, как злое и несправедливое — всего лишь небольшой эпизод, в котором опять-таки есть своя красота, своя благость, своя правда. Своя — в смысле Божья — но не наша, не человеческая. Проводя Иова как зрителя всего, что происходит в мире, Бог не унижает Его Своим всемогуществом и премудростью: напротив, Он всё соразмеряет человеческому восприятию, говорит так, чтобы Иов легко мог понять смысл сказанного. Возможно, не столько понять — сколько восхититься тем, насколько гармонично, благостно и тонко настроено всё, что существует — потому под всем этим, над всем и во всём — Один и Тот же Бог.

И далее Иов подводится к очень важной мысли: неужели Бог — слеп, и не видит, что в Его мире происходят и дурные события? И вот здесь мы с вами побуждаемся сделать ещё один шаг: осознав, что именно на Страстной седмице мы слышим чтения из книги Иова, нетрудно догадаться: главный ответ на все вопросы Иова — вовсе не в словах, не в правильных мыслях, не в изощрённых формулировках. Есть только один единственный ответ на вопрос, почему в мире, сотворённом Богом, есть зло, и ответ этот — Христос, Сын Божий, прибитый ни за что на Крест между бандитами, оплёванный и униженный, брошенный всеми — и спустившийся в самое дно ада. У Бога есть только один ответ на вопрос: что Ты, Боже, сделал, чтобы зло ушло из мира? «Я Сам стал человеком, и прошёл вместо вас самый страшный путь с самым страшным концом — не чтобы рассказать, объяснить или показать, но чтобы каждому из вас, вопрошающих, дать Себя Самого в пищу, чтобы вкушая Меня, Мои Плоть и Кровь, вы бы имели внутри себя никогда не ослабевающую жизнь Духа, жизнь человеческую, освящённую Богом, жизнь, наполненную любовью друг ко другу и служением, жизнь, перед которой никакая боль и смерть устоять уже не могут!»...

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

После всех тех бед и трагедий, которые обрушились на Иова, было сказано очень много речей и им самим, и его друзьями, суть всех этих речей заключалась в попытке найти слова для того, чтобы объяснить причину и смысл несчастий Иова. В конечном же итоге с Иовом вступает в диалог Сам Бог, но Бог не рассказывает о том, что есть некая третья сила, которой было позволено коснуться Иова ради испытания его праведности, Бог говорит о совершенно иных вещах, при этом очень важно заметить, что речь Бога не предполагает монолога, напротив, это приглашение к диалогу: «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне». Иову предложено говорить, но что может сказать человек в качестве ответа на вопросы Бога относительно мироздания? Конечно, современные физики наверняка смогут дать свои комментарии о возникновении Вселенной, о сути природных явлений, о свете и его отсутствии, и обо всём том, о чем Бог говорит с Иовом. Но Бог — не университетский профессор и не преподаватель физики, Он задаёт свои вопросы не для того, чтобы проэкзаменовать Иова на предмет знания базового курса физики, ведь в основе этого и подобных ему курсов лежит не объективное знание о мире, а субъективные теории, достоверность которых весьма относительна, а потому теории непрерывно подвергаются корректировке. Бог же спрашивает Иова о сути процессов, которые лежат в основе мироздания. И здесь Иову, а вместе с ним и любому другому человеку, ответить нечего.

Но для чего Бог поступает именно таким образом? Почему Он не говорит прямо? Для чего надо измученного и ничего не понимающего Иова уводить в такие высоты от его личной боли и трагедий?

Ответов может быть множество. Но ни один из них нельзя назвать бесспорным, ведь отвечать придётся за Бога, что неизбежно предполагает неточность и риск серьёзной ошибки. Однако можно с осторожностью попытаться предположить, что Своими словами Бог, во-первых, показывает ограниченность знания человека о мире и ограниченность мыслительных способностей человека. Впрочем, мы и так об этом знаем, правда, не всегда помним. А во-вторых, Бог не просто перечисляет Им сделанное и устроенное, в Его словах звучит очень важный акцент на премудром и гармоничном устройстве мира, таком, какое человек не способен создать, потому что человек — лишь часть этого устройства, он часть общей гармонии, а часть ни при каких условиях не способна постигнуть целого. В мире немало того, что нами воспринимается как беда и трагедия, особенно же в том случае, если мы находимся, подобно Иову, в эпицентре страданий, но Бог словами Священного Писания уверяет, что и это — часть непостижимой гармонии. Поверить и принять мысль о гармонии в таком её выражение почти невозможно, но у Иова получилось это сделать.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазова» есть примечательный эпизод, в котором главный герой Иван Карамазов высказывает Богу свои претензии. Основная из них — страдание человека и не просто человека, а невинного существа, ребенка. Иван рассказывает своему брату о маленькой девочке, которую родители, ща то, что она не умела еще попросить их выти по нужде, запирали на всю ночь в холодную уборную. «Понимаешь ли ты это, — восклицает Иван, — когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезами к „Боженьке“, чтобы тот защитил его!» Взрослые страдают заслуженно, они, по словам Ивана «отвратительны и любви не заслуживают», они, в конце концов, согрешили. «Но деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виновны... Если, они на земле тоже страдают, то уж конечно за отцов своих, наказаны за отцов своих, съевших яблоко, — но ведь это рассуждение из другого мира, сердцу же человеческому здесь, на земле, непонятное. Нельзя страдать неповинному за другого, да еще такому неповинному!» Поэтому в итоге Иван заявляет: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира Им созданного, мира-то Божьего не принимаю, и не могу согласиться принять». «Бунт» Ивана — это отказ от подчинения Богу, которого он признает всесильным, но несправедливым и жестоким.

Своеобразным ответом на этот бунт и является книга Иова. Невинно страдающий праведник, оказавшись в страшной ситуации, тоже бунтует против Бога. У Иова идет внутренняя тяжба с Творцом. Он не понимает, за что ему все эти злоключения. Ведь его совесть и его помыслы чисты. Он действительно не совершил никакого греха. Это непонятно и для окружающих. Друзья Иова убеждены, что он согрешил. Для них это единственное логичное объяснение происходящего. Но в том отрывке, который мы только что услышали, Господь Сам дает ответ на поставленный вопрос. Он задает ему вопросы, цель которых словно дать Иову охватить это мироздание во всей его полноте, словно расширить его кругозор, заставить изумиться перед тайнами мира. Он принуждает Иова взглянуть на мощь первобытного хаоса так, как смотрит Он сам. Полученный опыт словно перекрывает личную обиду Иова. Он не получил ни одного рационального ответа ни на один из своих вопросов. Однако Господь перестает быть для него абстрактной прописной истиной, о которой мы слышим от других и с которой знакомимся по книгам. Он становится для него личным, живым, а потому загадочным и непредсказуемым как любая личность. Поэтому он говорит: «Раньше я только слышал о Тебе; теперь же глаза мои видят Тебя!» Иов проходит свое испытание, отступает от своего бунта, смиряется перед тайным Промыслом Творца, принимает Его волю. Его душу наполняют мир и покой, которые невозможно объяснить рассудком.

Страдания человека — это один самых важных и трудных вопросов, которые мы задаем Небу. И подобно тому, как Господь дает ответ Иову, Он дает его и нам. Сам приходит в этот мир, становится человеком и пьет ту же самую горькую чашу, из которой пьет каждый и нас. Идет на Голгофу и спускается в самые темные подвалы адской бездны. Понять и принять этот рассудком невозможно. Но лишь тот, кто сможет открыть этой тайне свое сердце, обретет в итоге мир, покой и радость светлого Христова воскресения.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Первые три дня Страстной седмицы мы вместе со всей Церковью читали начальные главы книги Иова. Благочестивый, справедливый и богобоязненный человек теряет все, потому что Бог позволяет беде войти в Его жизнь. В качестве внешней причины страданий автор указывает спор между Богом и сатаной, так как последний утверждает, что Иов верен Богу только из-за благополучной и счастливой жизни, которой Тот его наградил. В то же время, при более глубоком размышлении становится очевидно, что за этим спором, как за некоторым образом, скрывается нечто более важное. Если бы дело обстояло буквально так, как описано, могло бы показаться, что дьявол хитроумно манипулировал Богом, будто бы поймал Его на недоверии Иову, на том, что веру праведника оказалось необходимо проверить... В то же время, очевидно, что к Богу все это неприменимо. Зло грозит праведнику и, по каким-то до поры Ему одному ведомым причинам, Господь не останавливает его , но позволяет ему случиться.

Прежде, чем обратиться к содержанию самого чтения, важно учесть Его место в богослужебной ткани Страстной седмицы. Оказавшись беззащитным перед ненавистью лукавого, Иов достигает некоторого предела скорби и страданий, но не отступается от двух вещей: он уверен в том, что непорочен, но так же продолжает доверять Богу. Тридцать шесть глав книги, которые отделяют сегодняшнее чтение от вчерашнего, остаются непрочитанными. Они довольно сложны по содержанию, но суть того, что говорит в них Иов можно свести к этим двум тезисам: он требует справедливости, но не потому что возмущен Богом. Он верит Ему, но не понимает того, что с ним происходит. Он желает справедливого суда и объяснения. Но в том то и дело, что в обычной ветхозаветной логике страдания безгрешного объяснить невозможно. И хотя в богослужении, ни в одной из прежде прочитанных паремий, мы не слышим его вопросов, мы понимаем, что честное и искренне прочтение этой истории, само по себе эти вопросы порождает. Они очевидны и без всякого Иова, они так и рвутся из наших сердец.

И вот мы оказываемся свидетелями того, как Бог начинает давать ответы. Конечно, текст который мы сегодня услышали вряд ли похож на объяснение, которое Бог дает Иову. Вместо того, чтобы рассказать ему о причинах страданий, Он говорит о Своем всемогуществе, спрашивает у Иова, полагал ли он основания земли, знает ли он пределы океана... Знает ли как существует свет и каково жилище тьмы? Смысл всех этих образов и вопросов в том, чтобы показать Иову всемогущество Творца... Но показать лишь для того, чтобы на мгновение до предела заострить все возникавшие вопросы. Ведь если Бог Творец всего, если от Бога все зависит, от Него тем более можно ждать решительных мер по восстановлению справедливости и защите праведников. И вот после всей остроты вопросов и требований, после объяснений, Иов вдруг говорит: «Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено». Я возмущался и не понимал, но лишь потому что я только «слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». О чем же говорит Иов? Каким Он увидел всемогущего Бога, Который вышел на войну со злом? Для Ветхого Завета это видение было тайной, хотя для самого Иова его оказалось вполне достаточно. В рамках Нового Завета очевидно, что Бога Он увидел в образе Христа. Зло мира, с которым столкнулся Иов существует не по воле Божией. Мир наполняют не только материальные объекты, которые послушны Творцу, мир наполняют разумные существа отношения с которыми выстраиваются совершено иначе. Итак, справедливый и богобоязненный Иов, пройдя через горе и тяжелые испытания, приходит к некоторому пределу... но за ним он встречает Бога, который будучи Творцом, борется со злом совершенно неожиданными средствами. И этот опыт познания Бога в Его умалении, позволяет Иову посмотреть на ситуацию совершенно иначе. Из того, кто возмущается и задает вопросы Творцу, он становится Его соработником на пути борьбы со всем злом и неправдой этого мира.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Совершая вечернее богослужение четверга Страстной седмицы мы оказываемся в преддверии Гифсиманского моления, суда и распятия. Чтения этой службы носят двойственный характер. Часть из них посвящена тому, что мы должны быть готовы ко встрече со Христом в Евхаристии, потому что вечерня перейдет в литургию и закончится воспоминанием установления Тайной Вечери. Другая же часть обращает наше внимание на Самого Христа и тот путь страданий, который Ему предстоит пройти.

Итак, перед нами один из нескольких отрывков книги пророка Исаии, в котором автор говорит не от своего лица, но от лица Раба Господня, который в христианских толкованиях всегда ассоциировался с мессией, то есть Христом. Конечно, перед нами текст написанный пророческим языком, в нем нет идеи ярко выраженной идеи богочеловечества и он отличается от исторического повествования, но главные черты мессии очерчены в нем очень реалистично. Кроме того, важно, что в богослужении это чтение из Исаии следует за чтением из книги Иова, в котором тот говорит Богу, что видит Его. В таком случае текст Исаии оказывается ответом на слова Иова. Ответом, который станет понятен только в Новом Завете.

Текст начинается с того, что Раб Господень говорит о своей миссии. Самое живое участие в ней принимает Господь, который направляет и поддерживает Его. Так, Он получил от Бога способность подкреплять изнемогающих. Он просыпается с Богом и ухо Его чутко к миру, как ухо учащегося, к слову учителя. Господь открывает ему немощь изнемогающего мира, которую Он должен подкрепить и Он не отступает назад и не противится, исполняя волю Божию. Однако путь, который ему приходится пройти — это путь страданий и скорбей. Причем страдания эти вольные, неслучайно он говорит «я предал хребет мой биющим». Не они схватили Его, не Бог наказал, но сам Он свободно не закрывал лица от поругания.

Описание человека, который свободно терпит мучения могут шокировать, но еще больше должен шокировать мир, в котором это единственный возможный путь праведника. Из Евангелия мы знаем, что мир во зле лежит... Это значит, что добро никогда не существует в нем без проблем и сложностей... Но это же не значит и того, что добру вообще не стоит в нем существовать. Стоит, конечно. Особенно учитывая, что мир не всегда был таким и Бог его в этом состоянии не оставит.

Лицо Раба Господня под ударами, но он не постыдится, потому что путь Его праведен. Бог оправдает Его и поддержит Его на суде. Все, кто боролся с ним обветшают, все враги его исчезнут, но тот, кто слышит Его голос и слушается — утвердится в Боге своем.

Страдающий безвинно Иов видел Бога и получил от него утешение. Для Церкви, которая поставила эти тексты один за другим было очевидно, что утешение это было не внешним, а внутренним. Иов будто бы увидел Раба Господня и утешился тем, что Бог во Христе разделил с ним его страдания.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
16.04.2020четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****