Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19

10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,

11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;

12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;

13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору.

14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.

15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.

16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.

17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.

18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;

19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Согласно Священному Писанию после исхода из Египта евреи отправились к границам Палестины. Их путь лежал через горный массив, который Библия называет Хорив. Самой высокой точкой этого массива была гора Синай. Именно в долине у подножия этой горы Израиль расположился лагерем для того, чтобы подготовить себя к заключению союза с Богом, который вывел его из Египта. Иначе этот союз называют словом «завет».

В первую очередь еврейское слово, которое на русский язык перевели как «завет», указывает на юридический договор. Подобные заключались между людьми и даже между племенами. Однако в книги Исход этот термин получает совершенно новое значение: речь идет не просто о заключении договора между Богом и евреями, но о создании в результате этого союза нового народа. Основой существования этого народа становится исполнение воли Божией. Это не означает, что отношения между Богом и евреями мы должны рассматривать исключительно в юридических категориях. Часто, чтобы указать на суть завета Писание использует образ брака. Израиль — невеста, Бог — жених. Завет между ними сводится к тому, что евреи должны хранить верность Творцу как девушка, которая обручена, своему избраннику. Взамен Господь обещает всячески оберегать свой народ и заботится о нем. В качестве некоего залога, что завет в силе, Бог обещает подарить евреям Землю Обетованную. Да, именно так, согласно Библии, Палестина — предсвадебный подарок, обручальное кольцо, которое Небесный жених подарил своей невесте. Те ритуальные приготовления, о которых мы только что услышали, и следует понимать именно в этом ключе. Это подготовка к брачной церемонии, которая требует от невесты девственной чистоты. Лишь в этом случае завет будет заключен.

Христианство часто называют религией Нового Завета. Это не значит, что те отношения, которые Творец некогда заключил с евреями на горе Синай, аннулированы. Просто они перешли на новый, более глубокий уровень. Бог теперь не далекий, грозный владыка. Он стал одним из нас. Таким же как мы простым человеком. Близким, родным, осязаемым. Тогда, в Ветхом Завете, было всего лишь обручение, воплощение Спасителя — само брачное торжество. И если тогда на Синае Господь дал своей невесте, Израилю, в качестве залога Своей верности во владение Землю Обетованную, то Христос подарил своим ученикам нечто более ценное — Самого Себя, Церковь с ее таинствами. Ведь именно они способны наполнять все наше существо благодатью Его постоянного и радостного присутствия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!