Книга Иова, Глава 38, стихи 1-23, Глава 42, стихи 1-5. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Иова, Глава 38, стихи 1-23

01 [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал:

02 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

03 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:

04 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

05 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?

06 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,

07 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

08 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,

09 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,

10 и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,

11 и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?

12 Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,

13 чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,

14 чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,

15 и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?

16 Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?

17 Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?

18 Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.

19 Где путь к жилищу света, и где место тьмы?

20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.

21 Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико.

22 Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града,

23 которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?

Книга Иова, Глава 42, стихи 1-5

01 И отвечал Иов Господу и сказал:

02 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.

03 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.

04 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.

05 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

После всех тех бед и трагедий, которые обрушились на Иова, было сказано очень много речей и им самим, и его друзьями, суть всех этих речей заключалась в попытке найти слова для того, чтобы объяснить причину и смысл несчастий Иова. В конечном же итоге с Иовом вступает в диалог Сам Бог, но Бог не рассказывает о том, что есть некая третья сила, которой было позволено коснуться Иова ради испытания его праведности, Бог говорит о совершенно иных вещах, при этом очень важно заметить, что речь Бога не предполагает монолога, напротив, это приглашение к диалогу: «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне». Иову предложено говорить, но что может сказать человек в качестве ответа на вопросы Бога относительно мироздания? Конечно, современные физики наверняка смогут дать свои комментарии о возникновении Вселенной, о сути природных явлений, о свете и его отсутствии, и обо всём том, о чем Бог говорит с Иовом. Но Бог — не университетский профессор и не преподаватель физики, Он задаёт свои вопросы не для того, чтобы проэкзаменовать Иова на предмет знания базового курса физики, ведь в основе этого и подобных ему курсов лежит не объективное знание о мире, а субъективные теории, достоверность которых весьма относительна, а потому теории непрерывно подвергаются корректировке. Бог же спрашивает Иова о сути процессов, которые лежат в основе мироздания. И здесь Иову, а вместе с ним и любому другому человеку, ответить нечего.

Но для чего Бог поступает именно таким образом? Почему Он не говорит прямо? Для чего надо измученного и ничего не понимающего Иова уводить в такие высоты от его личной боли и трагедий?

Ответов может быть множество. Но ни один из них нельзя назвать бесспорным, ведь отвечать придётся за Бога, что неизбежно предполагает неточность и риск серьёзной ошибки. Однако можно с осторожностью попытаться предположить, что Своими словами Бог, во-первых, показывает ограниченность знания человека о мире и ограниченность мыслительных способностей человека. Впрочем, мы и так об этом знаем, правда, не всегда помним. А во-вторых, Бог не просто перечисляет Им сделанное и устроенное, в Его словах звучит очень важный акцент на премудром и гармоничном устройстве мира, таком, какое человек не способен создать, потому что человек — лишь часть этого устройства, он часть общей гармонии, а часть ни при каких условиях не способна постигнуть целого. В мире немало того, что нами воспринимается как беда и трагедия, особенно же в том случае, если мы находимся, подобно Иову, в эпицентре страданий, но Бог словами Священного Писания уверяет, что и это — часть непостижимой гармонии. Поверить и принять мысль о гармонии в таком её выражение почти невозможно, но у Иова получилось это сделать.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!