Книга пророка Исайи, Глава 50, стихи 4-11. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Книга пророка Исайи, Глава 50, стихи 4-11

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Совершая вечернее богослужение четверга Страстной седмицы мы оказываемся в преддверии Гифсиманского моления, суда и распятия. Чтения этой службы носят двойственный характер. Часть из них посвящена тому, что мы должны быть готовы ко встрече со Христом в Евхаристии, потому что вечерня перейдет в литургию и закончится воспоминанием установления Тайной Вечери. Другая же часть обращает наше внимание на Самого Христа и тот путь страданий, который Ему предстоит пройти.

Итак, перед нами один из нескольких отрывков книги пророка Исаии, в котором автор говорит не от своего лица, но от лица Раба Господня, который в христианских толкованиях всегда ассоциировался с мессией, то есть Христом. Конечно, перед нами текст написанный пророческим языком, в нем нет идеи ярко выраженной идеи богочеловечества и он отличается от исторического повествования, но главные черты мессии очерчены в нем очень реалистично. Кроме того, важно, что в богослужении это чтение из Исаии следует за чтением из книги Иова, в котором тот говорит Богу, что видит Его. В таком случае текст Исаии оказывается ответом на слова Иова. Ответом, который станет понятен только в Новом Завете.

Текст начинается с того, что Раб Господень говорит о своей миссии. Самое живое участие в ней принимает Господь, который направляет и поддерживает Его. Так, Он получил от Бога способность подкреплять изнемогающих. Он просыпается с Богом и ухо Его чутко к миру, как ухо учащегося, к слову учителя. Господь открывает ему немощь изнемогающего мира, которую Он должен подкрепить и Он не отступает назад и не противится, исполняя волю Божию. Однако путь, который ему приходится пройти — это путь страданий и скорбей. Причем страдания эти вольные, неслучайно он говорит «я предал хребет мой биющим». Не они схватили Его, не Бог наказал, но сам Он свободно не закрывал лица от поругания.

Описание человека, который свободно терпит мучения могут шокировать, но еще больше должен шокировать мир, в котором это единственный возможный путь праведника. Из Евангелия мы знаем, что мир во зле лежит... Это значит, что добро никогда не существует в нем без проблем и сложностей... Но это же не значит и того, что добру вообще не стоит в нем существовать. Стоит, конечно. Особенно учитывая, что мир не всегда был таким и Бог его в этом состоянии не оставит.

Лицо Раба Господня под ударами, но он не постыдится, потому что путь Его праведен. Бог оправдает Его и поддержит Его на суде. Все, кто боролся с ним обветшают, все враги его исчезнут, но тот, кто слышит Его голос и слушается — утвердится в Боге своем.

Страдающий безвинно Иов видел Бога и получил от него утешение. Для Церкви, которая поставила эти тексты один за другим было очевидно, что утешение это было не внешним, а внутренним. Иов будто бы увидел Раба Господня и утешился тем, что Бог во Христе разделил с ним его страдания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!