Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (о. Дмитрий Барицкий)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (о. Стефан Домусчи)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (прот. Павел Великанов)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (прот. Павел Великанов)
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (иером. Феоктист Игумнов)

Библейские чтения

* Поделиться
Пророк Иезекииль

Книга пророка Иезекииля, Глава 1, стихи 1-20

Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Исход, Глава 1, стихи 1-20

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Книга Иова, Глава 1, стихи 1-12

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 24
Читать далее
Книга пророка Иезекииля, Глава 1
Читать далее
Книга Исход, Глава 1
Читать далее
Книга Иова, Глава 1
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Сегодняшнее чтение как нельзя актуально для современных нам дней. Достаточно включить телевизор или радиоприемник, открыть браузер на смартфоне для того, чтобы оказаться в водовороте новостных сообщений самого печального содержания. Войны, эпидемии, теракты, кризисы… Возникает ощущение, что наш мир разваливается, еще немного и разразится катастрофа вселенского масштаба. Не зря знаменитые часы Судного дня показывают, что до наступления абсолютной полночи человеческой цивилизации осталась всего минута. Но по какой-то причине мир по-прежнему балансирует на той тонкой грани, за пересечением которой уже нет пути назад. Для человека, живущего верой, нет сомнения в том, что, несмотря на всё обилие злобы и ненависти, обитающей среди нас, Бог всё также позволяет истории продолжаться. Промысел Господень компенсирует наше стремление к самоуничтожению, препятствует краху однажды созданного Им мира. Но так будет не всегда. Наступит миг, когда всё будет кончено. В день Господень история обнулится — Второе пришествие Христа завершит собой пройденный этап и начнет новый — абсолютно нам неведомый. Сегодняшнее чтение посвящено будущим судьбам мира. Уже состоявшимся и еще предстоящим. Мы слышали слова Христа, которые ужаснули апостолов. А вместе с ними и нас. Перед нашими глазами разворачивается устрашающая картина. Спаситель говорит о гибели многих людей, ставших жертвами эпидемий, войн, природных катаклизмов. В словах Иисуса соединились два повествования — о событиях, уже произошедших, и тех, что ещё не состоялись. Первая линия рассказа Христа касается судьбы Иудеи и еврейского народа. В 70 году первого века в Иерусалиме началась революция, приведшая к гибели этого города и рассеянию его жителей. Вторая часть пророчества Спасителя касается более глобального события — конца света, который наступит во Втором пришествии Христа. Сам факт завершения истории мира не может не устрашать. Но, что удивительно, древние христиане при мысли о Втором пришествии испытывали не страх, а радость. Для них это событие воспринималась как долгожданная и счастливая встреча с Богом. Как иначе можно тогда понимать последние слова книги Откровения: «Ей, гряди Господи Иисусе. Ей, гряду скоро». Настоящие христиане не фанатики, желающие Апокалипсиса. Для Церкви история мира не ограничивается финансовыми взлетами и падениями, военными победами и поражениями. И мир, на самом деле, не движется к концу. Его ждёт перерождение, принципиально новое измерение, которое положит начало гармоничному бытию без ненависти, злобы, несправедливости и смерти. Бог будет во всём и со всеми, наполняя сердца людей радостью, а их вечную жизнь смыслом. Рождение нового мира будет отчасти похоже на рождение нового человека. Оно мучительно и болезненно, но итог заставляет женщину забыть обо всех пройденных муках. Улыбка новорожденного исцеляет мать. Испытания, предшествующие Второму пришествию, будут нелегкими, но грядущая вслед за ними реальность окажется превыше всех наших самых дерзновенных ожиданий.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (о. Дмитрий Барицкий)

4-11

Спас Вседержитель. XVI в.

Мф., XXIV, 3-35 (о. Дмитрий Барицкий)

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи'те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Тот отрывок, который мы только что услышали, — кульминация речи Спасителя о Своем Втором пришествии на землю. Помимо того, что сами по себе предстоящие события весьма таинственны, и в рассказе о них мы не найдем какую-либо документальную конкретику, Господь использует еще и весьма необычное выражение: «где будет труп, там соберутся орлы». О чем именно идет речь?

Второе пришествие Христа — это та точка в пространстве истории, к которой устремлены все надежды и упования как отдельного христианина, так и всей Церкви. Представьте себе любящую семью, члены которой были вынуждены расстаться по причине, например, войны. Как сильно, с какой жаждой они будут желать общения друг с другом! С какой радостью они бросятся друг другу на шею, когда их странствования закончатся. Приход Спасителя и есть эта радостная встреча, возвращение домой. Господь придет для того, чтобы собрать Своих учеников и соединить их Собою, а через Себя и друг с другом навеки. В тот день люди устремятся к Богу и друг ко другу с такой жаждой полноценного общения, с какой хищные птицы слетаются к мертвому телу.

Однако это место можно понимать и несколько иначе. Дело в том, что греческое слово, которое на русский язык было переведено как «труп», можно перевести как слово «падение». Речь идет о том грехопадении, которое совершили первые люди и в результате которого они стали духовно мертвыми, похожими на живые трупы. Так вот, теперь на том месте, где это произошло, соберутся орлы. То есть, люди с высокими, духовными помыслами. Праведники. Иначе говоря, во время Второго пришествия Христа совершится окончательная победа над грехом, которые вошли в этот мир из-за преступления Адама. Вселенная преобразится. И там, где еще недавно была разлита отрава смерти, воцарятся мир, покой и вечная жизнь.

Наконец, очевидно, что, говоря о трупе, Господь говорит и о Своем собственном теле. Оно висело на кресте бездыханно, Христос действительно телесно умер, окруженный римскими солдатами, символом которых, как и символом всей Римской империи, был орел. Лишь благодаря этой смерти мы, христиане, можем участвовать в таинстве Евхаристии, в котором, кстати, мы также вкушаем тело Христово. Именно благодаря участию в этом Таинстве мы обретаем духовные крылья и становимся похожими на орлов, которые парят высоко над землей.

Итак, используя всего одно лишь выражение, Господь как бы переплетает несколько временных и смысловых измерений: падение Адама, из-за которого Бог воплотился, стал человеком; распятие на кресте, которое сделало возможным существование Церкви; жизнь Церкви в истории, благодаря чему каждый верующий христианин может вкушать тело Спасителя; и, наконец, событие Второго пришествия. А потому не будет ошибкой сказать, что в каком-то смысле приход Христа уже начал совершаться. И каждый в свою меру, в зависимости от степени своего погружения в Церковную жизнь может принять в нем участие, а, следовательно, и уже здесь и сейчас разделить радость этой долгожданной встречи.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (о. Стефан Домусчи)

4-11

Спас Вседержитель. XVI в.

Мф., XXIV, 3-35 (о. Стефан Домусчи)

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи'те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Дни, в которые мы сегодня вступаем по традиции православной церкви называется днями страстными, или Страстной седмицей. Конечно, дни эти, для всякого христианина особенные, ведь мы не только вспоминаем все, происходившее со Христом, но и проживаем эти дни вместе с Ним, оказываясь свидетелями Его страстей…

Вчерашние чтение было посвящено входу Господню во Иерусалим и мы видели как этот вход и это торжество сопровождались проявлениями удивительной, просто иррациональной злобы некоторых людей окружавших Христа. Мир Божий был искажен грехом, но искажение это не коренится в чём-то внешнем, оно коренится в наших сердцах... И вот сегодняшнем евангельском тексте Христос говорит о последних временах и о том каково в них будет христианам. Мы видим предупреждение о гонениях, о злобе и ненависти в отношение к ученикам и вспоминаем слова самого Христа, который говорил, что ученик не больше учителя своего. Действительно, размышляя над этими предупреждениями понимаешь, что если Господь, являя миру правду, кротость, незлобие и любовь был гоним и в итоге распят, то такой же еще должна быть судьба его учеников? Обычные люди, послушав все эти предупреждения попросту разбежались бы… Зачем быть с таким человеком, если всех этих ужасов можно избежать, просто уйдя от Него? Но апостолы уже знают, что только в Нем есть спасение и жизнь вечная. Их не страшат эти предсказания, тем более, что учитель продолжает: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть». И это, конечно же, правда. Нам действительно может быть и трудно и страшно, но мы знаем, что такова судьба истинного добра в мире. Оно может быть только гонимо, ведь мир во зле лежит. Но ведь и зерно, чтобы дать плод, должно умереть.

Самое же страшное, что может произойти в последние времена: по причине беззаконий во многих охладеет любовь. Люди, живущие в жестоком мире постепенно сами становятся жестокими. Они говорят себе: «Не мы такие жизнь такая», они говорят, что «так живут все», не соврешь – не проживешь» и все эти страшные присказки, которые произносят, когда хотят оправдать собственную жестокость… Но, по слову Христа, «претерпевший до конца — спасётся». Что же это значит? Может быть «претерпевший до конца» - это просто тот, кто дольше других терпел гонения и страдания? Или всё же речь идёт о чём-то другом? Например о том, что «претерпевший до конца» - это тот, кто до конца остается верным любви. Это тот, кто не сдался в этом жестоком мире, тот кто не смотря ни на что шёл наперекор его жестокости… Такой человек спасается благодаря тому, что Его сердце остается восприимчиво к Божественной любви.

Конечно, как всегда в тяжелое время люди ищут прибежище и поддержку. Устав от борьбы он ищут легкие варианты и мир предлагает им суррогаты веры. Христа описывают таким, что Он и Его весть не противоречат греху, ни жажде наживы, ни разврату… Такой поддельный Христос на все благословит, лишь бы человек чувствовал себя счастливым. Но Христос истинный предупреждает о том, чтобы ученики не ослабевали в своем ожидании именно Его возвращения.

И вот уже две тысячи лет Церковь живет ожиданием встречи. Это ожидание не просто Церковное, это ожидание каждого из нас лично. И проявляется оно в том, что мы остаёмся верными Христу, как своих мыслях, так и в делах любви.

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (прот. Павел Великанов)

4-11

Спас Вседержитель. XVI в.

Мф., XXIV, 3-35 (о. Павел Великанов)

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи'те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Позади воскрешение Лазаря, тайный приговор синедриона, торжественный вход в Иерусалим — недоумение и предвкушение чего-то грандиозного так и витают в воздухе. Все внимательно следят за Иисусом: что же Он будет делать дальше? Религиозные лидеры уже ищут способ, как бы выманить Иисуса, чтобы Его убить, не вызывая смуты в народе. Иуда просчитывает варианты, каким образом удобнее предать Иисуса иудейским старейшинам. Народ затаился и ждёт дальнейшего развития событий. И в этом напряжённом ожидании ученики задают вполне понятный вопрос: когда же наступит конец времён? Почему для учеников это было так важно понять?

Чтобы найти ответ, надо вспомнить, в связи с чем возник сам вопрос. Они только что смотрели на величие Иерусалимского храма — который воспринимался как зримый символ присутствия Бога в еврейском народе. Но Иисус произнёс страшные пророчества о том, что скоро здесь не останется и камня на камне. И тогда вполне понятен и вопрос учеников: когда это произойдёт? и будут ли они свидетелями такой трагедии? и разве не будет это событие связано с кончиной мира?

Эсхатологическая речь Иисуса, которая и является сегодняшним чтением, имеет три основных плана прочтения. Первый план — это пророчество о разрушении Иерусалима и храма. Второй план — грядущие судьбы царств. И, наконец, третий план — пророчества о конце мира и наступлении Царства Божия. Перед нами — удивительное послание Бога человечеству, своеобразная призма, посмотрев сквозь которую на те или иные исторические события, мы можем увидеть скрытые смыслы происходящего.

Но что же в этой призме является самым важным? Где тот самый «ключ», который и открывает смыслы происходящего? Где ответ на центральный вопрос — «почему?» Смысловой центр повествования — слова о том, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Точно также, как резкое снижение иммунитета неизбежно приводит к целому букету заболеваний — также и оскудение любви втягивает мир в непрестанную вереницу скорбей, катастроф и бед.

Но в словах Христа указана и причина этого упадка любви — умножение беззакония, то есть распространение греха. В собственном смысле, любой грех и есть беззаконие, или переступание через установленные Богом порядки жизни мира, человека, общества. Любовь — универсальное связующее этого мира: как только она размывается — всё начинает сыпаться и разваливаться. И это — универсальный закон, работающий на всех уровнях — от конкретной души до масштаба целого мироздания.

Какой же рецепт предлагает Сам Иисус? «Претерпевший же до конца, тот спасётся!» В гимне любви апостола Павла одна из ключевых характеристик любви — долготерпение. Не какое-то кратковременное предельное напряжение сил, чтобы вынести, вытерпеть нечто тяжёлое и неприятное — но именно «долготерпение», то есть глубинная внутренняя установка на то, чтобы терпеть столько, сколько будет необходимо. Ведь любая нетерпеливость — свидетельство преобладания в человеке самости, доминирования в его душе неверия в то, что мир управляется Богом, что Сам Господь определяет «времена и сроки», что именно из Его руки каждому из нас посылаются скорби и испытания — соразмерные нашим возможностям. Но христианское понимание терпения отличается от обычного, мирского: ведь терпеть можно тоже по-разному, сжав зубы и кулаки, «назло всем». У христиан долготерпение — прежде всего один из плодов действия Святого Духа в человеческой душе — наряду с любовью, радостью, миром, милосердием и верой. Вот почему христианин никогда не считает себя эдаким «духовным суперменом», которому «всё по плечу»: напротив, он понимает свои слабости и немощи — но при этом совершенно уверен в близости Божественной помощи, только на которую и надеется.

Помоги же нам, Господи, в эти дни Страстной Седмицы, стоя у подножия Твоего Креста, учиться прежде всего Твоему безграничному терпению!

Читать далее
Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (прот. Павел Великанов)

4-11

Спас Вседержитель. XVI в.

Мф., XXIV, 3-35 (о. Павел Великанов)

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи'те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Первые дни Страстной седмицы посвящены воспоминанию нескольких прощальных бесед Христа Спасителя с Его учениками. И сегодня – тема второго пришествия Христа: это грандиозное повествование о тех знаках, по которым можно будет понять, что это время настало.

Но зачем незадолго до Своих страданий и смерти Иисус буквально загружает апостолов такими сложными и многозначными картинами будущего – которые, казалось бы, к ближайшим событиям не имеют прямого отношения? Разве не было бы правильнее подготовить их к тому, что произойдет совсем скоро – и к чему они окажутся совершенно неподготовленными?

В евангельском повествовании мы слышим рассказ о так называемом «Дне Господнем» – периоде, который, согласно иудейским представлениям, должен был предварить наступление Царства Божия, нового «золотого века» в жизни человечества. «День Господень» – это «родовые муки», в которых и должно родиться новое, обновлённое бытие. Это время ужаса и разрушения былого, причём разрушения не локального, а глобального: даже космические силы приходят в движение и несут с собой погибель. В области нравственной происходит полная сумятица и неразбериха: казавшиеся незыблемыми нормы рассыпаются в прах. Человечество, словно охваченное безумием, начинает истреблять друг друга – и общую трагическую картину дополняют разбушевавшиеся стихии – наводнения, землетрясения, пожары и другие бедствия. И в тот момент, когда, казалось бы, всё станет совсем невыносимо плохо – Бог Сам войдет в этот мир – но уже не скромно, потаенно – как это было в Воплощении Сына Божия – а торжественно, во всей славе – как Господин всего мироздания.

Было бы слишком наивным ограничиваться этой исторической перспективой и думать, что Спаситель всего лишь торопится успеть познакомить учеников с этой историософской концепцией, пока Он с ними. Всё гораздо глубже: Иисус вкладывает в сознание учеников понятный для них образ – когда всё становится совсем плохо – только тогда Сам Бог активно вмешивается и, как сказали бы мы сегодня, «переводит управление мирозданием в ручной режим». Апостолы не могут себе представить в самом страшном сне, что их ожидает на днях. Поэтому, как заботливый отец и наставник, Иисус описывает им тот возможный сценарий – который может им помочь не впасть в полное отчаяние. Именно когда все силы зла восторжествовали и праздновали полную победу над убитым Иисусом – Бог воскрешает Его из мёртвых и делает Победителем смерти и ада. Никогда не надо отчаиваться, опускать руки и тонуть в безнадёжности: наше полное непонимание происходящего ещё вовсе не означает, что Бог здесь не действует.

Уметь вверять Богу любую, даже самую кажущуюся безвыходной, ситуацию – и крепко верить в Его заботу о нас – вот к чему призывает нас сегодняшнее Евангелие.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (иером. Феоктист Игумнов)

4-11

Спас Вседержитель. XVI в.

Мф., XXIV, 3-35 (о. Феоктист Игумнов)

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи'те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Довольно часто при последних словах этого евангельского чтения возникает закономерный вопрос: как так? Господь Иисус Христос говорит о времени Своего Второго пришествия, которое будет подобно молнии и вместе с этим Он утверждает, что «не прейдет род сей, как всё сие будет»? Очевидно же, что тот род, то поколение, которое могло Его слышать уже давно ушло, а Он так и не пришёл. И вместе с этим Он говорит, что «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», то есть, Его слова истинны. Кажется очевидным некоторое противоречие. Или Второе пришествие давно уже должно было произойти или же Он ошибался и тогда получается, что Он не Тот Мессия, Которого ожидало человечество. Конечно, христианин не может позволить себе так думать и поэтому постараемся отнестись к словам Евангелия более внимательно. У апостола и евангелиста Матфея прослеживается чёткая тенденция: он собирает поучения Христа в тематические блоки в зависимости от их темы. Несмотря на то, что нынешний отрывок начинается со слов о скорой судьбе Иерусалима, он продолжается пророчеством о кончине привычного нам мира, окончание же отрывка снова говорит о национальной трагедии Иудеи, которая имела место в первом веке по Рождестве Христова, буквально через четыре десятилетия после Распятия и Воскресения Христовых. Но есть и ещё одно понимание слов Спасителя. Под «родом сим» это толкование видит не поколение, а всех верующих во Христа. То есть при Втором пришествии и кончине мира, после всех ужасов и соблазнов, останутся люди, верные Христу. Собственно, это единственное, что нас должно заботить и беспокоить: несмотря ни на что сохранять верность Христу не только на словах, но и на деле. Если удастся быть верным, то любовь Христова победит страх. Не только страх будущей кончины, она победит любой страх, от страха смерти до страха простудиться или же потерять ключи от квартиры. Постараемся помнить об этом и увлекаться не расчётами конца, а стяжанием мира Христова и Его любви.

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Пророк Иезекииль, отрывок из книги которого мы только что услышали, жил во время одного из самых тяжких периодов еврейской истории — в период Вавилонского плена. Однако это было время не только скорби, но и как часто бывает, время обновления религиозного сознания Израиля. Ведь именно в период скорбей человек начинает вести активную духовную жизнь. Он старается переосмыслить свой предшествующий опыт и понять, что же именно привело его к тяжкой катастрофе. Так случилось и с евреями. В Вавилоне, в плену, вдали от родины, они осознали, что всё произошедшее случилось с ними за их духовную близорукость. За их отступление от Единого Бога. В народе проснулось покаяние, и жажда восстановить отношения с Творцом. Они искали духовного лидера и наставника. В ответ на это Господь и посылает им пророка, который становится негласным духовным лидером евреев и пишет им ряд посланий.

И начинает свою книгу Иезекииль с описания того, как Господь призывает его к пророческому служению. Он рассказывает о поразительном опыте, который ему выпало пережить. Ему было грандиозное видение славы и величия Творца. В том отрывке, который мы только что услышали, в центре внимания оказываются четыре небесных существа. По мнению христианских толкователей, речь идёт о самых высших ангельских чинах, которые находятся в непосредственной близости от Бога. Нередко их называют херувимы. Не случайно они образовывали нечто вроде колесницы, на которой восседал Господь. Каждое из этих существ имело по четыре лица и крылья. У них были сверкающие ступни ног, похожие на ступни тельца, а под крыльями они имели человеческие руки. Херувимы образовывали собой нечто вроде «живого квадрата».

Безусловно, все эти описания — попытки выразить небесные реалии при помощи человеческих образов. А потому рассказ о видении пророка смело можно назвать символическим. Пророк лишь приблизительно передает то, что ему удалось пережить. Не случайно слово, которое он использует в этом отрывке наиболее часто — слово «наподобие».

В этом отношении обращает на себя внимание описание лиц херувимов. На передней стороне головы каждого из них было лицо человека, с правой стороны — лицо льва, с левой — тельца, сзади — орла. Толкователи это понимают так: лицо человека символизировало интеллект этих существ, лицо льва — силу, лицо тельца — кротость, лицо орла — стремительность.

Позже этот символизм был воспринят христианской Церковью. Традиционно эти символы применяются к образам Евангелистов. Например, Блж. Августин считал, что символ евангелиста Матфея — лев, так как он указывает на царское происхождение и достоинство Иисуса Христа; евангелист Марк — человек, так как он описываются деяния Спасителя преимущественно как человека; евангелист Лука — телец, жертвенное животное, так как он делает акцент на священническом служении Господа; Иоанн Богослов — орёл, так как в его Евангелии содержатся самые глубокие мысли о Божестве Мессии, то есть мысль евангелиста подобно орлу возносится высоко в небеса.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Довольно часто, читая тексты Священного Писания, мы осознаем, что для правильного их понимания необходимо обратиться к контексту. Однако, с сегодняшним чтением дело обстоит сложнее, потому что даже самый широкий контекст, не сделает его понятнее в прямом смысле слова. Хотя многочисленные толкователи, как древние, так и современные, подробно анализируют вводную часть чтения, задаются вопросом о времени, месте, авторстве и многом другом, основную часть чтения, которая представляет собой видение Иезекииля, комментировать довольно сложно. Более того, вполне вероятно, что описание это дается не для того, чтобы его как-то толковали.

Впрочем, некоторый контекст все же необходимо будет восстановить. Однако это контекст не библейский, а литургический. Может показаться странным, что текст, который написан более чем 500 лет до рождества Христова пытаются рассмотреть через призму традиции христианского богослужения, однако это не случайно. Конечно, автор всегда и во все времена, вкладывает в текст свой смысл, говорит о том, что считает важным сам, или Тот, Чьи слова он передает. Но самый нейтральный текст начинает восприниматься совсем иначе, в зависимости от того, в какой ситуации мы его читаем.

Итак, каково же место сегодняшнего чтения в литургической традиции? Совершенно очевидно, что, как и паремии, которые читались в течение сорока дней Великого поста, оно обращено к тем, кто готовится ко крещению. Вместе со всей церковью, эти люди открывают для себя тот путь, который Бог предусмотрел для человека. Книга Бытия, как и книга пророка Исаии, вводит будущих Христиан в общую историю мира и историю спасения... Но вот наконец эта история рассказана, в храмах вспоминается воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим... все ближе и ближе главный момент человеческой истории. И вот вначале предпасхальной седмицы, мы слышим голос пророка Иезекииля, который рассказывает о видениях Господних, когда рука Господня была на нем.

Довольно часто можно встретить такое утверждение: Великий пост — это наш путь к Пасхе. Но разве только наш? Ведь мы не просто идем к ней сами, но являемся спутниками Христа, то есть Того, благодаря Кому, наша Пасха стала возможной.

Итак, что же важного говорило начало книги пророка Иезекииля тем, кто шел за Христом? Пусть это не был видимый путь на крест, они все же шли в крещальную купель, которая духовно является образом соумирания с Господом.

Как известно, со времен Моисея Бог сказал сынам Израилевым, что будет являться им между крыльями херувимов, над крышкой Ковчега Завета. Слава Божия пребывает в храме и даже жертвы Богу можно приносить только здесь.

Но вот народ Божий по своим грехам оказывается уведен в плен? Будучи священником, Иеремия оказывается вдали от храма и значит любой легальной богослужебной жизни. Что же ему делать? Надеяться на милость Того, Кто готов быть с народом в любом месте и открываться пророкам там, где для этого будет необходимость.

Итак, в исторической перспективе Бог открывается Иезекиилю вне «святого места», но в для оглашенных это образ того, что Бог снисходит к человеку и открывается ему вне рая, снисходит к человеку, несмотря на его грехи... Какую реальность видит Иеремия на земле? Очевидно — небесную. Когда Бог говорит, человеку открываются небеса, людям оказывается доступна реальность иного мира. В узком смысле слова речь идет о пророке, но в широком смысле небеса действительно открываются во Христе, и рука Господня бывает главе всякого верующего.

Откровение, которое увидел Иезекииль трудно понять и пересказать, столь удивительной и таинственной она оказывается. Но ведь и путь, на который Христос вступает в эти страстные дни — это путь, который соблазняет иудеев, возмущает язычников, поражает и удивляет ангелов.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Начало книги пророка Иезекииля, пожалуй, представляет собой один из самых непростых и таинственных текстов Священного Писания. Вот, мы его только что услышали, но может ли хоть кто-то своими словами пересказать мысль пророка? Вряд ли найдутся такие люди, а если они и есть, то их ничтожно мало. Для абсолютного же большинства эти слова — просто слова, которые не получается уложить в некую понятную структуру. Пророк поступил максимально честно: он попытался человеческим языком передать то, что ему было явлено Богом. А явлена ему была совершенно иная реальность, для описания которой попросту не существует слов в каком-либо человеческом языке. Иезекииль не стал упрощать, а рассказал все так, как он увидел.

Оригинальный еврейский текст пророческой речи может быть переведен бесконечным количеством способов. На это указывает множество несхожих между собой переводов. А если количество переводов фактически не ограничено, то и способов понимания пророчества Иезекииля может быть бесчисленное множество. Нам же — христианам — наиболее интересны те из толкований, которые так или иначе говорят о Христе. Вообще, христианские толкователи не обходят молчанием таинственное видение Иезекииля, но при этом никто из них не комментирует этот отрывок Писания в его целостности, у святых мы находим лишь попытки объяснить ту или иную фразу или же отдельный фрагмент этого видения. Так, к примеру, многие из святых толкователей видят в четырех животных видения образ четырех евангелистов.

Для такого понимания пророчества у толкователей были следующие основания. Во-первых, число животных и равное им число евангелистов. У каждого животного пророческого видения по четыре лица, а это совпадает с четырьмя сторонами света, Евангелие же, по завету Христа Спасителя, должно быть проповедано всем народам, оно должно распространиться по всему миру. Кроме того, животные смотрят друг на друга: евангелисты, во-первых, писали свои Евангелия не без опоры на то, что было написано ранее. Так, Евангелие от Матфея опирается на Евангелие от Марка, Евангелие от Луки — на Евангелия от Марка и от Матфея, а Евангелие от Иоанна, согласно мнению исследователей, было написано апостолом Иоанном Богословом с учетом лакун трех первых Евангелий. А во-вторых, обращение лиц животных друг ко другу указывает еще и на согласие евангелистов: между ними нет внутреннего конфликта, а те спорные места и некоторые несоответствия, которые можно найти в Евангелиях, не более, чем естественная неточность любого описания, эти несоответствия схожи с разницей в описании одного и того же путешествия каждым из его участников. Кто-то больше скажет о климатических особенностях региона поездки, кто-то обратит особое внимание на необычный ландшафт, кто-то заметит непривычные особенности в поведении местных жителей, а кто-то самым тщательным образом попытается описать кухню страны, по которой они путешествовали.

Пророк Иезекииль упоминает о том, что каждое из четырех животных имело крылья. Эта деталь таинственного видения так же может указывать на евангелистов: способность летать — это возможность быстро и беспрепятственно преодолевать значительные расстояния. Евангельская проповедь в первые века христианства именно так и распространялась: быстро и беспрепятственно, а попытки ее как-то остановить или сдержать лишь увеличивали скорость ее распространения.

Конечно, стремление увидеть евангелистов в описании четырех удивительных животных пророчества Иезекииля может показаться спорным, оно может произвести впечатление «подгона» решения задачи к уже известному решению. Может, так оно и есть. Но мы предпочитаем доверять Церкви, которая установила прочитывать этот отрывок пророческой книги в понедельник Страстной седмицы, и уж совершенно точно это было сделано по той лишь причине, что в словах пророка Церковь видит предвосхищение эпохи Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Библейская книга Исход начинается с печального для священной истории события. Мы слышим, как Писание сообщает нам о смерти праотца Иакова и его сыновей. Нет. Они не были убиты. Смерть пришла к ним по естественным причинам. Но сам факт кончины представителей этого поколения героев библейской истории служил доказательством смены эпох. Исторический период ветхозаветных патриархов закончился. Наступил новый этап — тяжелейших испытаний верности народа еврейского истинному Богу.

Перед смертью патриарх Иаков вместе с семейством переселился в Египет по приглашению любимого своего сына Иосифа. Тот занимал место ближайшего помощника фараона и фактически управлял государством. Со временем число евреев в Египте увеличилось. И новые фараоны (не знавшие ни Иакова, ни Иосифа) стали опасаться, что евреи поднимут бунт и лишат египтян власти. Конечно же, данные опасения являлись излишними. Но, тем не менее, они казались идеологическим обоснованием гонений на народ избранный.

Евреев стали наказывать за самые маленькие провинности. Их насильно отправляли на тяжёлые строительные работы. Однако, несмотря на все применённые санкции, число потомков Иакова только увеличивалось. Тогда фараон приказал повивальным бабкам умерщвлять новорождённых мальчиков-евреев. Надо сказать, что повитухи боялись Господа больше, чем земного царя. А потому не оскверняли себя кровью убитых младенцев.

Так кратко выглядит исторический контекст прозвучавшего чтения, которое традиционно можно услышать в православных храмах в Великий понедельник — первый день Страстной недели, посвящённой воспоминаниям о заключительном этапе служения Христа. Какие параллели проводит Церковь между событиями ветхозаветной древности и событиями из земной жизни Спасителя? В первую очередь, о противостоянии греховной воли людей святому Промыслу Божию. Фараон применял все возможные способы, чтобы истребить народ еврейский. Египетские власти использовали для достижения жестокой цели и наказания, и принудительные работы, и даже убийство детей. Речь шла фактически о геноциде.

Но чем больше евреи страдали, тем, вопреки всему, их число становилось только больше. Так происходило потому, что они оставались верны истинному Богу. Гонения не могли сломить их, потому что внутри этих людей имелся прочный стержень преданности Господу. Спасителя Его недруги тоже всячески обижали, оскорбляли, изгоняли. Но чем сильнее становилось это давление на Христа, тем скорее умножалось число Его последователей. Пиком, так сказать, «популярности» Господа Иисуса оказался день торжественного входа в Иерусалим. Тогда в «Золотых» воротах иудейской столицы Христа приветствовала огромная толпа.

Потом всё, конечно, резко изменилось. И те, кто ещё вчера кричали «осанна», «слава», начали требовать казни Спасителя. Но вот Христос-то не изменился. Ему прекрасно известна была природа земной популярности. И Он преходящей славой никогда не очаровывался. Господь Иисус думал не о мнении толпы, а о той искупительной миссии, ради которой пришёл на землю.

Но вернёмся к тексту книги Исход. Какую практическую пользу можем мы извлечь из данной ветхозаветной истории? Мы живём в постоянно меняющемся мире. То, что кажется вечным, неизменным сегодня, завтра превратится в прах. Таков закон времени. Но Бог выше времени! И если человек считает себя верующим, в первую очередь, его должно заботить — насколько его жизнь, его совесть соотнесены с заповедью Божией. Потому что заповеди, в отличие от трендов и брендов, не меняются. И если мы будем верны истине Господней, то никакие бури и ветры не будут над нами властны. А в тех случаях, когда мы окажемся теснимы или гонимы за верность Богу, Он всегда будет рядом, обращая зло во благо.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим первые двадцать стихов книги Исход. Сорок дней поста окончены, и мы вместе со всей Церковью вступаем в особые дни Страстной седмицы. Одной из ветхозаветных книг, которые читались до этого, была книга Бытия и можно подумать, что обращение к Исходу — это просто продолжение чтения Пятикнижия Моисеева. И всё же очевидно, что за оставшееся время книгу Исход прочитать невозможно и, значит, цель у обращения к этой книге иная.

Дело в том, что в контексте Ветхого завета книга Исход занимает особое место, ведь именно в ней и описывается сам Завет, в котором Бог и Его народ находились всё время до пришествия Иисуса Христа. Да и само ключевое событие еврейской истории, по которому получила название книга, явилось прообразом спасения, которое совершено Спасителем. И если всё, происходящее в книге воспринять как прообраз, мы увидим, что в нём, как солнце в капле воды, отражается история избавления Богом людей из плена греха и смерти. Конечно, у всего этого повествования есть буквальный вполне исторический смысл, но Церковью эти тексты избираются потому, что пребывание в Египте и спасение из него силой Божьей, соотносятся со спасением, которое даровано нам во Христе.

Когда-то задолго до описываемых событий Бог обратился к Аврааму и призвал его совершенно новым отношениям, которые должны были распространиться на его потомков, а в дальнейшем на всех людей вообще. Видимой основой этих отношений было обещание Бога даровать Аврааму потомков, а также трудный путь Авраама в землю, которую Бог обещает ему. Однако, проходит время и в силу тяжёлых жизненных обстоятельств все они уходят в Египет, покидая землю, в которой Бог заповедал им жить.

Почему они это делают? Они ищут в Египте временное спасение от голода, но в итоге начинают обживаться. Они находят там покой, хотя их покой должен быть только в Боге. Фараон видел в их присутствии политическую опасность и хотел уничтожить их физически, в то время как на самом деле их присутствие было опасно для них самих и грозило им смертью духовной. В нашей жизни тоже так бывает, когда, находясь в трудных обстоятельствах, мы начинаем полагаться на себя и ресурсы этого мира и забываем о Боге. Попробовав жизнь без Бога и Церкви, человек вдруг понимает, что выжить он так способен, что есть чему радоваться, на что надеяться... Конечно, это самообман, но человек редко оказывается способен сам это понять. И как потомкам Иакова понадобился фараон, чтобы они вспомнили о своем призвании, так нам, к сожалению, бывают нужны внешние трудности, чтобы почувствовать нужду в Боге и вернуться к Нему.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня, в Великий Понедельник, Церковь начинает чтение фрагментов второй книги Моисея — Исход. Эта книга чрезвычайно важна не только для иудеев, о предках по плоти которых в ней идет речь, но и для христиан. Важна настолько, что события Исхода вспоминаются за каждым суточным богослужебным кругом. Начало чтения этой книги в понедельник Страстной седмицы не случайно: христиане видят в истории исхода евреев из Египта прообраз Пасхи Христовой. Церковь проводит параллель между выходом избранного народа из земли, в которой они были рабами, и исходом верующих во Христа из рабства греху и смерти. Собственно, из этой параллели вытекает и само слово «Пасха», которое изначально связано как раз с событиями исхода из Египта.

Только что мы услышали начало книги Исход. Здесь описан процесс превращения потомков Иакова из свободных граждан в рабов. Указано несколько причин, которые привели к плачевному положению евреев в Египте. Во-первых, ушла память об Иосифе и о его заслугах перед Египтом. Во-вторых, народ Израиля чрезвычайно умножился, а потому и усилился, египтяне начали видеть в нем угрозу своей государственности. Второе особенно примечательно, ведь оно означает, что потомки Иакова сумели сохранить свою идентичность, несмотря на смешанные браки некоторых евреев, они остались верны заветам своих патриархов, они не утратили своего национального лица, а это стало возможным лишь благодаря почитанию Единого Истинного Бога, ведь именно строгий монотеизм, а не что-либо другое, был отличительной чертой потомков Иакова. Любопытно здесь еще и то, что у нас нет библейских свидетельств каких-либо религиозных колебаний евреев во время их пребывания в Египте. Если в дальнейшем — во время жизни в Земле Обетованной — уклонение в язычество стало происходить весьма регулярно, то в Египте не было ничего подобного. В этом легко увидеть особое попечение Бога, Который оберегал Свой, тогда еще слабый в нравственном и религиозном смыслах, народ. Бог же стоял и за необычайным увеличением числа израильтян. Он же давал народу физическую крепость, которая так сильно настораживала египтян. В дальнейшем — уже во время странствования по пустыне — Бог поступит так, как поступают родители, Он перестанет поддерживать Свой народ, а будет лишь страховать его с тем, чтобы потомки Иакова научились ходить самостоятельно, чтобы их вера окрепла, и они превратились из рабов в свободных во всех смыслах людей.

Помимо прообраза Пасхи Христовой, история Исхода еще и история души каждого верующего человека. Всем нам вера подается как незаслуженный дар, на первых порах нет необходимости ее поддерживать, она проста есть, но в дальнейшем неизбежно наступает время, в которое Бог немного отходить в сторону, Он рядом, но мы перестаем чувствовать Его ежесекундно. Поначалу это страшно, многие на этом этапе отходят от веры, но этот этап также необходим, как исход евреев из Египта, без этой богооставленности никто из нас не сможет прийти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Книга Исход начинается небольшим прологом, который напоминает нам, что произошло в последних главах предыдущей книги, книги Бытия. Здесь перечисляются имена сыновей еврейского патриарха Иакова, которые вместе со своим отцом во время голода в Палестине переселились в Египет. Библия называет точное число — всего 75 человек. Вероятно, их было больше. Так как обыкновенно считались только мужчины, способные держать в руках оружие. А ведь были еще женщины, дети, а также рабы и рабыни. Следовательно, можно предположить, что переселившихся было несколько сотен человек. Как бы то ни было, это была относительно небольшая группа кочевников. Видимо, не более 300 человек.

Фараон выделил евреям самые плодородные пастбища в Египте. Они жили в дельте Нила, земле, которая называлась Гесем. В таких благоприятных условиях Израильский народ значительно умножился. Библия сообщает нам, что во время исхода из Египта только мужчин, способных к войне, было около 600000 человек. Следовательно, если верить библейским данным, численность всех евреев могла приближаться к 2000000 человек.

Жизнь богоизбранной нации кардинально меняется, когда в Египте воцарился фараон, который не знал Иосифа. Вероятно, речь идет не просто о новом правители в рамках одной династии, но именно о смене царственных домов. Как мы помним, Иосиф занял высокий пост в государстве именно благодаря тому, что у власти находился фараон, который по происхождению также был семит. Видимо, его род прервался. И к власти вернулись представители коренной аристократии. На евреев они стали смотреть с опаской, как на чужаков. Ведь кто знает, случись война, как они себя поведут? Не переметнутся ли на сторону противника? Все это и является причиной того, что из дорогих гостей евреи стали ненавистными рабами.

Как резко и неожиданно порой меняется судьба нации и отдельного человека. Только вчера ты был на коне, сегодня без копейки в кармане, один, в окружении недругов. Значит ли это, что Бог отвернулся от нас? История богоизбранной нации однозначно отвечает, нет. Посмотрите, даже в сложных обстоятельствах Господь находит возможность оказать евреям покровительство и поддержку через некоторых добрых египтян. А в итоге и вовсе чудесным образом избавляет Свой народ от рабства. Ведь изменчивость — свойство человека и тварного мира. Бог неизменен и верен своим обещаниям. В любой, даже самой тяжелой ситуации Он продолжит поддерживать Свое любимое создание. Именно в те моменты, когда нам особенно тяжело, Он усиленно трудится над тем, чтобы подготовить наше избавление. Оно придёт внезапно и будет удивительно. От нас требуется лишь одно: с верой в Творца просто перетерпеть темные времена.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

На протяжение первых четырёх дней Страстной Седмицы мы слышим историю Иова — которая стоит особняком среди всех библейских сюжетов. Особняком и потому, что сведения о нём крайне отрывочны, и потому, что речь идёт о времени ещё до заключения завета между Богом и еврейским народом — то есть о достаточно давних временах. И, главное, что отличает книгу Иова от других библейских книг — предельный драматизм. Именно здесь мы буквально врезаемся с разбега в стену абсолютной, немыслимой несправедливости по отношению к хорошему человеку — можно сказать, получаем своего рода «шоковую терапию», после которой на многое начинаешь смотреть иными глазами.

Но для начала давайте внимательнее посмотрим, о чём говорится в первых стихах этой книги. Итак, Иов — если перенести его в сегодняшние реалии — не просто богач: Аристотель упоминает, что у арабов всего было где-то под 3 тысячи верблюдов — столько же было и у Иова. То же самое и относительно других видов скота. Вспомним, что для того времени скот — это основной ресурс, более, чем сегодня нефть: это не только транспорт, но и пища, одежда, валюта.

Второй момент — дети. Мы помним, что отсутствие детей воспринималось в Древнем мире как явное проклятие Божие. То, что у Иова 7 сыновей и 3 дочери, — можно сказать, «золотой стандарт» человеческого счастья для его времени. Его дети каждый день пиршествуют по очереди в каждом доме, «праздник жизни» продолжается без перерывов.

Третье — неспроста писатель книги дважды употребляет одни и те же эпитеты к Иову — «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Каждый раз по завершении «круга пиршеств» Иов как патриарх семьи совершает обряд очищения и приносит жертвы за детей — вдруг они «подзабыли» Бога в своём сердце во время увеселений.

Если подытожить всё вышесказанное, мы видим образ человека совершенно неукоризненного: всё у него хорошо — и в житейском, материальном плане, и в семейном, и в духовном. По каждому из этих пунктов можно выставить отличную оценку с плюсом, да ещё и добавить отдельную благодарность.

Что же происходит дальше? Очень странная, абсолютно немыслимая для всей традиции ветхозаветного текста ситуация: сатана наряду с ангелами предстаёт перед Богом и — простите, но скажу прямо: Бог хвалится совершенным праведником перед сатаной. Далее разворачивается невероятный диалог: сатана отвечает Богу — ну-ну, конечно же, ещё бы Иову не быть таким хорошим, когда Ты же Сам всё ему и дал! А вот если Ты Сам коснёшься всех его благ и отнимешь всё, что есть — вот тогда и посмотрим!

Удивительное дело: сатана предлагает Богу «коснуться Иова» и проверить, благословит ли он тогда Бога — а Бог ровно эту же возможность отдаёт сатане! Получается, что касание Бога и прикосновение сатаны для «адресата» имеют одни и те же последствия? Но как это возможно? Давайте не будет торопиться с выводами. Здесь, несомненно, скрыта какая-то глубокая тайна — и в чём она — мы поймём, внимательно наблюдая за продолжением этой потрясающей по своему драматизму истории. Но, забегая вперёд, всё-таки скажу. Когда Иов выйдет из всех своих искушений, он совершенно по-другому откроет для себя Бога и благословит Его. И увидит, что всё то, что открылось ему в его огромной скорби, является самым лучшим, самым быстрым и самым глубоким путём познания Творца.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Иова, которую сегодня начала читать Церковь за богослужением Страстной седмицы, одна из самых непростых книг всего Священного Писания. В этой книге очень много вопросов и крайне мало ответов.

Вопросы начинаются с невозможности достоверно определить ни время написания книги Иова, ни её автора. Конечно, есть различные предположения, но и они весьма размытые. Далее возникает вопрос к расположению таинственной земли Уц, в которой жил Иов. Очевидно одно: это какой-то ближневосточный топоним, но при этом описание жизни семьи Иова довольно непросто согласовать с имеющимися у нас представлениями о жизни людей Ближнего Востока в древности. К примеру, мы читаем, что сыновья Иова «сходились, делая пиры каждый в своём доме в свой день, и посылали и приглашали трёх сестёр своих есть и пить с ними». Для современного европейского читателя в этом нет ничего странного, но в древнем библейском мире незамужние девушки, которые живут с родителями, не могли ходить в гости к кому бы то ни было, их роль была совсем иной, они помогали родителям и находились дома, ну а когда они выходили замуж, то начинали сами принимать гостей-мужчин.

Но самые серьёзные вопросы вызывают, конечно, не бытовые подробности жизни Иова и его семьи, а безукоризненное благочестие Иова, которое входит в противоречие с другими книгами Библии, к примеру, в Третьей книге Царств в молитве царя Соломона мы можем найти такие слова: «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Эти же слова повторяются и во Второй книге Паралипоменон (2 Пар. 6:36). Их же мы найдём и в книге Екклесиаста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Цитирование можно продолжать очень долго, и все цитаты будут свидетельствовать об одном: любой живой человек так или иначе, но согрешает. А в книге Иова мы читаем о безукоризненном праведнике, который настолько благочестив, что регулярно возносит жертву за возможные мысленные грехи своих детей. И, что особенно важно, о благочестии Иова говорит не сам герой повествования, об этом говорит Бог, то есть благочестие Иова не субъективно, оно объективно. Как такое возможно? Ответа у нас нет.

Но вопросы на этом не заканчиваются. Более того, это были относительно простые вопросы.

А теперь о сложном: кто тот персонаж, которого русский перевод книги Иова называет «сатаной»? Вопрос вытекает из еврейского текста книги. Дело в том, что это еврейское слово означает не только дьявола, но и просто неприятеля или противника, отсюда произошло и его применение ко дьяволу, ведь он противник Бога, а в книге Иова мы видим, что тот, кто скрывается под именем сатаны, приходит к Богу с тем, чтобы получить разрешения на свои действия. Возможно ли предположить, что дьявол способен таким образом общаться с Богом? Это очень непростой богословский вопрос, ответ на который скорее будет отрицательным, чем положительным.

Книга Иова — это не книга ответов, это книга вопросов. Ответы могут быть самыми разными, но важнее всего то, что эта книга призывает нас задуматься, она не предполагает готовых рецептов и рекомендаций, она требует от читателей усердной работы мысли. И, пожалуй, в этом её главное предназначение и достоинство.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Книга Иова — одна из самых известных книг Ветхого Завета. Почему же Церковь предлагает нам эту историю в начале Страстной седмицы Великого Поста? Для этого необходимо приглядеться к образу главного героя этой драмы.

Иов был человеком праведным и благочестивым. Очевидно, что перед нами не просто внешняя, формальная добродетельность. Явным образом об этом свидетельствует упоминание о том, что Иов приносил жертвы Господу за своих детей с той мыслью, что может быть они «согрешили и похулили Бога в сердце своем». Если он уделял такое внимание тому, что происходит на сердце у его детей, то насколько внимательней он следил за своим внутренним состоянием! Праведность Иова идет от сердца. Его совесть чиста перед Богом и людьми.

Второе, что обращает на себя внимание, это сцена диалога между Творцом и сатаной. Лукавый просит отдать Иова ему, чтобы доказать Богу: не такой уж Иов и праведник. Ведь легко быть благочестивым, когда у тебя все хорошо и ты благоденствуешь. Но сохранишь ли ты верность Творцу, когда земля уходит из-под ног и твой привычный и уютный мирок рассыпается как карточный домик. И Господь попускает ему исполнить задуманное.

Итак, перед нами тема страданий безгрешного человека. Это самая тяжкая разновидность испытаний, которая может выпасть на нашу долю. Ведь когда страдает грешник, отчасти понятно, за что это с ним происходит. А здесь нет видимых причин. И никто тебе ничего не объясняет. Просто такова воля Творца, таинственный Промысл Которого скрыт от нас.

Здесь и кроется ответ на вопрос, который мы поставили выше. Книга Иова читается в начале Страстной седмицы, поскольку имеет очевидные параллели с Евангельской историей. Иисус Христос был безгрешен и, тем не менее, пострадал от людей. На то была воля его Небесного Отца, Который словно отдает Своего Сына в руки обезумевшего мира. Иными словами, образ праведного Иова — прообраз страдающего Христа. И если мы будем внимательно читать эту книгу, то ее повествование может дать нам очень многое для понимания подлинных причин того, что произошло на Голгофе и происходит здесь и сейчас в жизни каждого из нас.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В начале великого поста мы часто говорим о том, что пост это путь к Пасхе. И с самого начала этого пути мы не только молимся, не только берем на себя аскетические труды, мы также учимся. Когда-то для оглашенных, а сегодня для всех нас Церковь избирает несколько книг которые рассказывают нам об истории человечества, вскрывают ее богословский и нравственный смысл. Это книги Бытия, Пророка Исаии и Притч. Однако страстная седмица в этом смысле действительно особенная, так как теперь мы должны обратить внимание на Христа, войти вместе с Ним во Иерусалим, участвовать в Тайной Вечери, быть свидетелями суда, распятия и смерти... В этой связи паремии страстной совершенно особенные, они сопровождают нас на этом пути и важное место среди них занимает книга Иова, который всегда воспринимался христианами как прообраз Христа. Что, впрочем, не мешало видеть в нем вполне живого, реального человека.

Итак, в сегодняшнем чтением мы услышали рассказ о праведном и богобоязненном человеке по имени Иов. Несмотря на то, что Предание считает Его потомком Исава, то есть грешного человека, он живёт праведной жизнью. Это очень важно, так как означает, что человек способен отличаться от своей среды, он сам решает быть ему добрым или злым. Более того, мы видим, что воспитывая детей, он своим поведением, начинает новую традицию, ведь даже в отличие от Измаила и Исаака, Исава и Иакова, Иуды и братьев его, чьи отношения далеки от идеала, дети Иова единодушны, они полны любви и пребывают общении. Вместе участвуя в пиршестве они приходят к отцу, который благословляет их и совершает жертвы всесожжения, потому что переживает не только за их поступки, но даже за их мысли. Однако, как все живое и настоящее, все, что входит в противоречие неправдой и злобой мира сего, добродетели Иова сталкиваются с потерями, унижением и болезнью.

Впрочем, прежде чем говорить об этом, стоит отметить, что вторая часть сегодняшнего отрывка во все времена вызывала больше вопросов, чем давала ответов. Разве у Бога есть дни для посещения и разве вообще Его можно посетить? Разве может Бог не знать, где был и что делал сатана, да и может ли Он вообще с ним разговаривать? Святоотеческие ответы на этот вопрос чрезвычайно разнообразны и практически всегда даются в виде предположений. Вполне вероятно, что перед нами тот же образный язык, который человеческими средствами выражает некоторую правду о Боге и Его творении. Например, правду о том, что всякой добродетели для того чтобы раскрыться в полноте необходимо реализоваться на практике, быть проверенной на прочность...

Обычно, когда в жизнь человека приходит беда, он задает вопрос: за что? К сожалению, мы так привыкли к этой логике, что вообще иначе не мыслим ни жизни, ни воспитания. Нам кажется очевидным, что трудности возникают в результате плохого поступка. Даже само качество того или иного дела для многих определяется тем, что мы получаем в конце: награду или наказание. Но ведь Иов непорочен, за что его наказывать?

Вопрос о страданиях один из самых страшных и сложных, тем более, что причины их могут быть не только в прошлом, но и в будущем. Мы можем без всякой вины взять на себя страдания другого, чтобы защитить его. Боль может спасать нас от надвигающейся опасности и более серьезной травмы. Наконец, страдание вызывает в нас ответную реакцию и мы осознаем ту рану нашего бытия, которая порождена с грехом. Так или иначе, книга Иова с самого начала говорит о том, что праведная жизнь не является гарантией отсутствия проблем. Она не даёт простых ответов, не позволяет видеть в отношениях Бога и человека никакой взаимовыгоды и примитивных рыночных стратегий. Разрушая ложные стереотипы о Боге и человеке, книга не всегда приводит нас к ответам, но там где этом происходит, становится очевидно, что они возникают только благодаря доверию к Творцу.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
13.04.2020понедельник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****