Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35

03 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

04 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

05 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.

06 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:

07 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;

08 всё же это - начало болезней.

09 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;

10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;

12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

13 претерпевший же до конца спасется.

14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-

16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,

21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте;

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;

35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 (прот. Павел Великанов)
4-11

Спас Вседержитель. XVI в.

Мф., XXIV, 3-35 (о. Павел Великанов)

3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи'те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Позади воскрешение Лазаря, тайный приговор синедриона, торжественный вход в Иерусалим — недоумение и предвкушение чего-то грандиозного так и витают в воздухе. Все внимательно следят за Иисусом: что же Он будет делать дальше? Религиозные лидеры уже ищут способ, как бы выманить Иисуса, чтобы Его убить, не вызывая смуты в народе. Иуда просчитывает варианты, каким образом удобнее предать Иисуса иудейским старейшинам. Народ затаился и ждёт дальнейшего развития событий. И в этом напряжённом ожидании ученики задают вполне понятный вопрос: когда же наступит конец времён? Почему для учеников это было так важно понять?

Чтобы найти ответ, надо вспомнить, в связи с чем возник сам вопрос. Они только что смотрели на величие Иерусалимского храма — который воспринимался как зримый символ присутствия Бога в еврейском народе. Но Иисус произнёс страшные пророчества о том, что скоро здесь не останется и камня на камне. И тогда вполне понятен и вопрос учеников: когда это произойдёт? и будут ли они свидетелями такой трагедии? и разве не будет это событие связано с кончиной мира?

Эсхатологическая речь Иисуса, которая и является сегодняшним чтением, имеет три основных плана прочтения. Первый план — это пророчество о разрушении Иерусалима и храма. Второй план — грядущие судьбы царств. И, наконец, третий план — пророчества о конце мира и наступлении Царства Божия. Перед нами — удивительное послание Бога человечеству, своеобразная призма, посмотрев сквозь которую на те или иные исторические события, мы можем увидеть скрытые смыслы происходящего.

Но что же в этой призме является самым важным? Где тот самый «ключ», который и открывает смыслы происходящего? Где ответ на центральный вопрос — «почему?» Смысловой центр повествования — слова о том, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Точно также, как резкое снижение иммунитета неизбежно приводит к целому букету заболеваний — также и оскудение любви втягивает мир в непрестанную вереницу скорбей, катастроф и бед.

Но в словах Христа указана и причина этого упадка любви — умножение беззакония, то есть распространение греха. В собственном смысле, любой грех и есть беззаконие, или переступание через установленные Богом порядки жизни мира, человека, общества. Любовь — универсальное связующее этого мира: как только она размывается — всё начинает сыпаться и разваливаться. И это — универсальный закон, работающий на всех уровнях — от конкретной души до масштаба целого мироздания.

Какой же рецепт предлагает Сам Иисус? «Претерпевший же до конца, тот спасётся!» В гимне любви апостола Павла одна из ключевых характеристик любви — долготерпение. Не какое-то кратковременное предельное напряжение сил, чтобы вынести, вытерпеть нечто тяжёлое и неприятное — но именно «долготерпение», то есть глубинная внутренняя установка на то, чтобы терпеть столько, сколько будет необходимо. Ведь любая нетерпеливость — свидетельство преобладания в человеке самости, доминирования в его душе неверия в то, что мир управляется Богом, что Сам Господь определяет «времена и сроки», что именно из Его руки каждому из нас посылаются скорби и испытания — соразмерные нашим возможностям. Но христианское понимание терпения отличается от обычного, мирского: ведь терпеть можно тоже по-разному, сжав зубы и кулаки, «назло всем». У христиан долготерпение — прежде всего один из плодов действия Святого Духа в человеческой душе — наряду с любовью, радостью, миром, милосердием и верой. Вот почему христианин никогда не считает себя эдаким «духовным суперменом», которому «всё по плечу»: напротив, он понимает свои слабости и немощи — но при этом совершенно уверен в близости Божественной помощи, только на которую и надеется.

Помоги же нам, Господи, в эти дни Страстной Седмицы, стоя у подножия Твоего Креста, учиться прежде всего Твоему безграничному терпению!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!