Книга Иова, Глава 1, стихи 1-12

Что необходимо для того, чтобы приблизиться к Богу? Чтобы это движение было постоянным, целенаправленным и осознанным? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 1-й главы книги Иова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Писание говорит, что Иов был человеком справедливым и богобоязненным. Во всех своих делах он стремился к добру и всячески удалялся от зла. Даже в мыслях своих он был непорочен. С такой же ревностью и усердием, с какой он следил за своей чистотой, он охранял и чистоту своих детей. Однако Священное Писание говорит о том, что его постигли страшные бедствия. Он потерял всю свою семью, всё своё имущество. Он заболел страшной болезнью. От него отвернулись практически все, кто его знал. Только что прозвучавший отрывок рассказывает нам о том, что послужило причиной этих страданий.
Мучения Иова не просто проделки сатаны. Библейский текст говорит о том, что Бог попустил нечистому нарушить привычный ход жизни праведника. И тому есть причина. Сатана ставит перед Творцом очень резонный вопрос. «Неужели Ты думаешь, что Иов праведен бескорыстно? Неужели Ты думаешь, что он не откажется от Тебя, если его жизнь пойдёт под откос?» Вопрос лукавого может выбить из колеи кого угодно. Но Бога невозможно взять на слабо. Для Него нет необходимости вступать в спор с бесом, что-то ему доказывать. Тем более Он не будет играть с ним на тотализаторе и в качестве ставки использовать судьбу праведника. Бог прекрасно знает, почему Иов праведен. Он видит его сердце до самой глубины.
Проблема в том, что Иов не знает себя и не видит своего сердца. Он не видит, что полагается на свою праведность и непорочность больше, чем на Бога. Для него его собственная непорочность — гарант успешной жизни и спасения. В его представлении именно она — залог того, что у него есть связь с Творцом. Но по этой причине он и не может подойти к Богу ближе. В очень похожей ситуации оказался праведный Авраам, для которого его долгожданный сын Исаак стал своеобразным знаком благословения Бога. А потому Господь и просит принести Исаака в жертву. Он ждёт от Авраама безусловной веры. Он ждёт такой же безусловной веры от Иова. А для этого все преграды должны быть устранены. Мир Иова рушится. Бог ставит его в ситуацию, когда ему не на что больше надеяться. И в этой темноте он в итоге наощупь находит живого Творца.
Путь Иова, как и путь Авраама, уникален. Однако та ситуация, в которой они оказались, заставляет задуматься и задать себе важный вопрос. А каков истинный мотив, который побуждает меня быть праведным? Почему я считаюсь с нормами права и морали, старюсь быть добропорядочным членом общества и примерным участником социальных отношений? Что на самом деле побуждает меня следовать религиозным предписаниям? Инерция культурной традиции? Страх наказания? Корыстная выгода? Ощущение превосходства над окружающими? Иными словами, наша духовная жизнь должна быть сознательной, трезвенной. Ведь Господь ждёт от каждого из нас совершенства веры. Чтобы между Богом и мной ничего не стояло. Чтобы наша верность Ему и Его заповедям была безусловна. Тогда наша добродетельность будет устойчивой. И её не сможет поколебать никакое испытание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов