Как говорится в Священном Писании, древнее человечество в какой-то момент настолько развратилось, что по воле Бога было уничтожено с помощью Всемирного потопа. Избежать нахлынувших на всю планету вод удалось лишь семье праотца Ноя, которому Господь повелел построить убежище-ковчег. В деревянный ковчег кроме Ноя и его ближайших родственников попали также представители всех сухопутных животных – по паре от каждого вида.
Как говорится в Библии, вода во время потопа пребывала в течение сорока дней и ночей, ее было так много, что из всех людей спастись смогли только находившиеся на борту ковчега Ной и его семейство. Когда потоп закончился и вода стала убывать, Ной использовал в качестве причала для ковчега вершину горы Арарат. Именно там, по преданию, ковчег и остался.
С самых древних пор люди предпринимали попытки найти древний артефакт. Одну из первых документально зафиксированных попыток найти ковчег совершил в четвертом веке святой Иаков Низибийский. Ему не удалось добраться до ковчега, но благодаря ангелу Иаков получил кусок обшивки судна и доставил его в армянский монастырь Эчмиадзин, где реликвия хранится и сегодня.
Впоследствии экспедиции на вершину Арарата совершались неоднократно, но, к сожалению, они либо не достигали поставленной цели, либо участники экспедиций добирались до ковчега, но не могли потом предъявить каких-то доказательств успешности своей миссии. Так, в 19 веке появилось несколько сообщений о видевших остатки ковчега – турки, на чьей территории оказалась тогда гора Арарат, рассказывали, что даже побывали внутри корабля, который, как оказалось, имел отсеки, большинство из которых было заполнено льдом. В 1916 году русский авиатор Владимир Росковицкий наблюдал ковчег, пролетая около вершины горы.
Добраться до ковчега и при этом доказать успех экспедиции удалось французскому альпинисту Фернану Наварра. В 1955 году Наварра нашел ковчег вмерзшим в лед горного озера на высоте пяти километров и сумел вырезать кусок обшивки корабля, анализ которого подтвердил возраст постройки – около пяти тысяч лет.
В 2009 году на вершину Арарата взобралась группа археологов из Гонконга, которым удалось найти ковчег на высоте 4000 метров над уровнем моря. По словам ученых, ковчег представляет собой конструкцию, хорошо сохранившуюся под слоем вулканической породы и снега. Внутри ковчег разделен на несколько отсеков. Некоторые отделения оборудованы балками, напоминающими стойла для животных. Радиоуглеродный анализ древесины показал, что ее возраст составляет четыре тысячи восемьсот лет – такая датировка полностью соответствует времени, когда произошел всемирный потоп.
Находка, сделанная археологами из Гонконга, подвигла научное сообщество к тому, чтобы просить ЮНЕСКО присвоить Арарату статус уникального культурного и археологического памятника, который позволит упорядочить научные исследования и окончательно доказать, что на вершине Арарата находится Ноев ковчег. Надеемся, что эта просьба будет удовлетворена.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема