Как говорится в Священном Писании, древнее человечество в какой-то момент настолько развратилось, что по воле Бога было уничтожено с помощью Всемирного потопа. Избежать нахлынувших на всю планету вод удалось лишь семье праотца Ноя, которому Господь повелел построить убежище-ковчег. В деревянный ковчег кроме Ноя и его ближайших родственников попали также представители всех сухопутных животных – по паре от каждого вида.
Как говорится в Библии, вода во время потопа пребывала в течение сорока дней и ночей, ее было так много, что из всех людей спастись смогли только находившиеся на борту ковчега Ной и его семейство. Когда потоп закончился и вода стала убывать, Ной использовал в качестве причала для ковчега вершину горы Арарат. Именно там, по преданию, ковчег и остался.
С самых древних пор люди предпринимали попытки найти древний артефакт. Одну из первых документально зафиксированных попыток найти ковчег совершил в четвертом веке святой Иаков Низибийский. Ему не удалось добраться до ковчега, но благодаря ангелу Иаков получил кусок обшивки судна и доставил его в армянский монастырь Эчмиадзин, где реликвия хранится и сегодня.
Впоследствии экспедиции на вершину Арарата совершались неоднократно, но, к сожалению, они либо не достигали поставленной цели, либо участники экспедиций добирались до ковчега, но не могли потом предъявить каких-то доказательств успешности своей миссии. Так, в 19 веке появилось несколько сообщений о видевших остатки ковчега – турки, на чьей территории оказалась тогда гора Арарат, рассказывали, что даже побывали внутри корабля, который, как оказалось, имел отсеки, большинство из которых было заполнено льдом. В 1916 году русский авиатор Владимир Росковицкий наблюдал ковчег, пролетая около вершины горы.
Добраться до ковчега и при этом доказать успех экспедиции удалось французскому альпинисту Фернану Наварра. В 1955 году Наварра нашел ковчег вмерзшим в лед горного озера на высоте пяти километров и сумел вырезать кусок обшивки корабля, анализ которого подтвердил возраст постройки – около пяти тысяч лет.
В 2009 году на вершину Арарата взобралась группа археологов из Гонконга, которым удалось найти ковчег на высоте 4000 метров над уровнем моря. По словам ученых, ковчег представляет собой конструкцию, хорошо сохранившуюся под слоем вулканической породы и снега. Внутри ковчег разделен на несколько отсеков. Некоторые отделения оборудованы балками, напоминающими стойла для животных. Радиоуглеродный анализ древесины показал, что ее возраст составляет четыре тысячи восемьсот лет – такая датировка полностью соответствует времени, когда произошел всемирный потоп.
Находка, сделанная археологами из Гонконга, подвигла научное сообщество к тому, чтобы просить ЮНЕСКО присвоить Арарату статус уникального культурного и археологического памятника, который позволит упорядочить научные исследования и окончательно доказать, что на вершине Арарата находится Ноев ковчег. Надеемся, что эта просьба будет удовлетворена.
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)