Случаются в жизни человека ситуации, когда он находится в критическом состоянии, что называется, оказывается между жизнью и смертью. На моем веку таких происшествий было два, и оба раза — когда попадала в аварии. В первый раз машина сбила коляску с моим ребёнком. Во второй в аварию попали мы всей семьёй. Я отчётливо помню каждую деталь этих страшных событий, помню, как в доли секунды, будто разряд электричества, ударяла мысль: «Всё. Это конец». И непроизвольно оба раза у меня вырывался громкий крик: «Господи, помилуй!».
Обе аварии не нанесли никакого ущерба нашему здоровью. Младенец чудом не пострадал в опрокинутой коляске. А когда нашу машину закрутило на обледенелой дороге и бросило в отбойные ограждения, она сильно пострадала, но у нас — ни синяка, ни царапины. И я почти физически ощутила, как мой неосознанный крик к Богу «Господи, помилуй!» выправил ситуации. Будто тучи рассеялись, спало напряжение смерти. Муж сумел выровнять руль, машина остановилась, чудом не оказавшись на встречной полосе, где мчались фуры. «Чудом», снова «чудом». Я верю, что эти чудеса произошли по молитве, которая состоит всего из двух слов: «Господи, помилуй!».
Почему же эти два слова «Господи, помилуй» вдруг вырвались у меня как возглас ужаса и страха? Или это был крик надежды и моление о спасении? Кто-то в пограничной ситуации кричит: «Мамочки!», кто-то просто кричит, а я, получается, призывала Бога. Когда смерть оказалась так близко, а ситуация накалялась, я, наверное, словно попыталась «смягчить удар» заветными словами, в которых для меня были жизнь, дом, мир, любовь. Повторюсь — всё это в доли секунды, на автомате, в глубоком стрессе.
Очень просто и понятно рассказал об этом молитвословии святитель Макарий Невский, митрополит Московский и Коломенский. Цитирую: «Если бы нашёлся такой человек, который бы никогда не молился, и тот, наверное, знает одну молитву, потому что слышал её часто, хотя сам и не молился ею. Эта молитва так невелика, что её может заучить всякий беспамятный человек и малый ребёнок... Она состоит только из двух слов: "Господи, помилуй"».
Уверена, нет ничего сложного в том, чтобы нам в течение дня, в наших будничных делах, в любой житейской ситуации молиться этими словами — «Господи, помилуй!» — и тем самым непрестанно взывать к Богу, прося Его помощи, защиты и благословения. Благодарю Бога, что эта молитва просыпается в сердце в критической ситуации и спасает!
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







