Глеб Евгеньевич Котельников: офицер Русской императорской армии, акцизный чиновник, актёр, изобретатель - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Глеб Евгеньевич Котельников: офицер Русской императорской армии, акцизный чиновник, актёр, изобретатель

Глеб Котельников
Поделиться Поделиться

Глеб Евгеньевич Котельников — творческий и разносторонний человек, изобретатель «РК-1», парашюта, ставшего обязательной частью экипировки авиаторов.

Котельников окончил Киевское артиллерийское училище. С детства у него были две заветные и очень разные мечты: стать артистом или изобретателем. В 13 лет собственными руками он собрал действующий фотоаппарат. С одинаковым интересом декламировал Шекспира. Был обычным служащим в конторе по сбору налогов.

Трагедия на Комендантском аэродроме поразила его до глубины души: на глазах у всех аэроплан разломился пополам и рухнул на землю. Летчик погиб — никакой возможности спастись у него не было. Тогда Котельников понял, что хорошо бы придумать средство спасения авиаторов в случае аварии.

Что говорил Глеб Евгеньевич о назначении и свойствах своего изобретения — ранцевом парашюте?

Осенью 1910 года Санкт-Петербург на несколько дней стал столицей авиации. На Комендантском аэродроме проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. 24 сентября своё мастерство демонстрировал знаменитый авиатор Мациевич. Легкокрылая машина поднималась всё выше и выше. Зрители затаили дыхание и достали бинокли. Вдруг раздался громкий треск. На глазах у всех аэроплан разломился пополам и рухнул на землю. Лётчик погиб — никакой возможности спастись у него не было. Свидетели авиакатастрофы, потрясённые, расходились с аэродрома. Среди них был Глеб Евгеньевич Котельников — по роду службы чиновник, по образованию — военный, а по натуре — человек творческий и разносторонний.

Котельников по настоянию родных окончил Киевское артиллерийское училище. Три года отслужил в армии. Идти дальше по военной стезе не захотел. С детства у него были две заветные и очень разные мечты: стать артистом или... изобретателем. А лучше — и тем, и другим. Ещё мальчишкой Глеб с одинаковым интересом декламировал Шекспира и что-нибудь мастерил. В 13 лет собственными руками собрал действующий фотоаппарат. Причём, в буквальном смысле из подручных материалов. Приобрести пришлось только подержанный объектив. Даже фотопластинки для снимков Котельников изготовил сам. Мечты о сцене в некоторой степени воплотить удалось. Глеб поступил в труппу любительского театра петербургского Народного дома. Однако нужно было как-то зарабатывать на жизнь. Поэтому Котельников устроился обычным служащим в контору по сбору налогов.

Трагедия на Комендантском аэродроме поразила его до глубины души. Глеб Евгеньевич возвращался домой в тяжёлых раздумьях. Каждый подъём в небо может стать для лётчика последним, рассуждал он. Как было бы хорошо придумать средство спасения авиаторов в случае аварии! «Приспособление должно быть очень лёгким, при этом — прочным. Чтобы могло складываться, быстро раскрываться. И всегда находиться при лётчике. Тогда пилот сможет спрыгнуть с любого борта или крыла самолета», — записал Глеб Евгеньевич в своём блокноте. Так Kотельников изобрёл первый в мире ранцевый парашют. Конечно, парашюты существовали и раньше. Но это были сложные объёмные конструкции из грубой тяжёлой ткани. Служить спасательным средством в своём изначально виде они бы не могли.

Ночи напролёт Котельников проводил за чертежами. Знакомые посмеивались: неужто такое удастся чиновнику и по совместительству актёру? И словно по иронии судьбы, именно в театре к Котельникову пришла ключевая идея изобретения спасательного средства для лётчиков. Со сцены он увидел, как дама в партере достаёт из сумочки шёлковую шаль. Лёгкая ткань взметнулась в воздухе куполом. Доиграв спектакль, актёр помчался домой. Теперь он точно знал, каким будет его парашют. Оставалось проработать детали и произвести расчёты. Вскоре первый в истории авиации спасательный ранцевый парашют был готов. Он удобно крепился на спину лётчика. Лёгким движением мгновенно раскрывался. Плавно опускал человека на землю. И без труда складывался обратно в ранец. Кроме того, Котельников предусмотрел аварийное раскрытие парашюта. Если по каким-то причинам лётчик вдруг забудет дёрнуть за кольцо, под тяжестью веса тела парашют раскроется автоматически.

Прежде чем заявить о своём изобретении, Глеб Евгеньевич провёл серьёзные испытания. С помощью супруги сшил несколько опилочных манекенов различного веса и сбрасывал их с парашютом с высоты. Крепко убедившись в том, что всё работает как надо, Котельников направил военному министру записку. «Парашют так же необходим в самолёте, как спасательный круг на корабле», — писал Глеб Евгеньевич. Несколько лет Котельников заваливал власти письмами, сетуя на то, сколько пилотов погибает напрасно. Только с началом Первой Мировой войны парашют Котельникова был запущен в серийное производство. Он получил название «РК-1», блестяще проявил себя в деле и стал обязательной частью экипировки авиаторов. Котельников не почивал на лаврах. Всю оставшуюся жизнь он трудился, совершенствуя своё изобретение и создавая новые модели. Руководил аэроклубами. Написал научно-популярную книгу об истории парашюта. А у лётчиков появилась поговорка: «Все парашюты вышли из „ранца“ Котельникова».


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем