Неизвестный солдат. За этими словами стоят горе, слёзы, бесконечное ожидание и тонкая ниточка надежды. 70 лет прошло после Великой Отечественной войны, а дети, внуки и правнуки тех, кто пропал без вести, всё еще надеются отыскать тающие во времени следы. Часто людям это сделать не под силу. И тогда на помощь приходит Вячеслав ПИкулев – волонтёр-поисковик из Ставропольского края.
Вячеслав занимается розыском пропавших солдат всего два года. Но за это время сумел узнать о судьбе сорока воинов. Причём, первым в этом списке оказался дед самого Вячеслава. Истории тех, кого разыскивает волонтёр, как правило, похожи. Солдат воевал, был взят в плен и отправлен в концлагерь, откуда уже не вышел.
Вячеслав работает один. В помощь ему удача следопыта, знание немецкого языка и Интернет. В сети размещены архивные документы вермахта. В них – личные карточки пленных. Вячеслав выясняет, откуда солдат ушёл на фронт, где служил и как попал в плен. А потом передаёт родным всю полученную информацию. Конечно, на одну удачу приходится три провала, но молодого человека это не останавливает.
Вячеслав Пикулев:
«Как вот завязываешься с этим делом, оно интересно, интересно, интересно. Как-то накатывает тогда. Ну ладно, одного человека, к примеру, не нашёл. Потом вот другого человека не нашёл. А на третьего бывает, собственно, всё это и находишь».
Сам Вячеслав с детства был прикован к постели. Врачи поставили диагноз ДЦП и вынесли вердикт: мальчик никогда не будет ходить. Этот приговор вызвал у маленького Славы не отчаяние, а желание действовать. Сегодня Вячеслав ведёт активный образ жизни: по ночам работает с архивами и переписывается с другими поисковиками, а днём ездит на квадроцикле к людям, которые обратились к нему за помощью. Встречи эти, к слову сказать, не для слабонервных.
Вячеслав Пикулев:
«С людьми творится иногда что-то невообразимое. Ну, конечно, потому что родственники. Они могут там и плакать. Вот. Приезжала одна бабулька, она вот, например, даже деньги совала, чтоб нашёл кого-то. Но я не взял, потому что…ну нехорошо на костях делать какие-то такие финансовые возможности».
Благодаря Вячеславу спустя 70 лет к семьям неизвестных солдат возвращаются их герои. Для ПИкулева – это дело чести. А для тех, кто ищет родных – единственная возможность узнать о своих близких, унесённых далёкой войной.
Так, например, внук красноармейца Сергея ГайворОнского – Виктор Ефременко – деда своего никогда не видел. Он пропал в июне 42 года. Вариант тогда такой: «Так, например внук Сергея Гайворонского – Виктор Ефременко – деда своего никогда не видел. Красноармеец ГайворОнский пропал в июне 42 года». Вячеслав узнал о его последних минутах, о месте захоронения. Это грустная история, но Виктор всё-таки рад.
Виктор Ефременко:
«Это родной же дед. Я ж деда не видел. Хоть узнать о нём. Так что это для меня очень важно».
Пока Вячеслав работает как волонтёр. Но ему хочется, чтобы его благородное дело развивалось. Он мечтает юридически зарегистрировать полноправную поисковую организацию. Тогда легче будет искать солдат. Для Вячеслава Пикулева – это важнее всего. Потому что он сам - внук солдата. И не только поэтому.
Вячеслав Пикулев:
«Если допустим, я кому-то помог, то кто-то найдётся в жизни, кто мне поможет. И таким образом вот эта вереница добра, она идет дальше. Это стал смысл моей жизни…».
В данной программе использованы материалы «1 канала».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер