Неизвестный солдат. За этими словами стоят горе, слёзы, бесконечное ожидание и тонкая ниточка надежды. 70 лет прошло после Великой Отечественной войны, а дети, внуки и правнуки тех, кто пропал без вести, всё еще надеются отыскать тающие во времени следы. Часто людям это сделать не под силу. И тогда на помощь приходит Вячеслав ПИкулев – волонтёр-поисковик из Ставропольского края.
Вячеслав занимается розыском пропавших солдат всего два года. Но за это время сумел узнать о судьбе сорока воинов. Причём, первым в этом списке оказался дед самого Вячеслава. Истории тех, кого разыскивает волонтёр, как правило, похожи. Солдат воевал, был взят в плен и отправлен в концлагерь, откуда уже не вышел.
Вячеслав работает один. В помощь ему удача следопыта, знание немецкого языка и Интернет. В сети размещены архивные документы вермахта. В них – личные карточки пленных. Вячеслав выясняет, откуда солдат ушёл на фронт, где служил и как попал в плен. А потом передаёт родным всю полученную информацию. Конечно, на одну удачу приходится три провала, но молодого человека это не останавливает.
Вячеслав Пикулев:
«Как вот завязываешься с этим делом, оно интересно, интересно, интересно. Как-то накатывает тогда. Ну ладно, одного человека, к примеру, не нашёл. Потом вот другого человека не нашёл. А на третьего бывает, собственно, всё это и находишь».
Сам Вячеслав с детства был прикован к постели. Врачи поставили диагноз ДЦП и вынесли вердикт: мальчик никогда не будет ходить. Этот приговор вызвал у маленького Славы не отчаяние, а желание действовать. Сегодня Вячеслав ведёт активный образ жизни: по ночам работает с архивами и переписывается с другими поисковиками, а днём ездит на квадроцикле к людям, которые обратились к нему за помощью. Встречи эти, к слову сказать, не для слабонервных.
Вячеслав Пикулев:
«С людьми творится иногда что-то невообразимое. Ну, конечно, потому что родственники. Они могут там и плакать. Вот. Приезжала одна бабулька, она вот, например, даже деньги совала, чтоб нашёл кого-то. Но я не взял, потому что…ну нехорошо на костях делать какие-то такие финансовые возможности».
Благодаря Вячеславу спустя 70 лет к семьям неизвестных солдат возвращаются их герои. Для ПИкулева – это дело чести. А для тех, кто ищет родных – единственная возможность узнать о своих близких, унесённых далёкой войной.
Так, например, внук красноармейца Сергея ГайворОнского – Виктор Ефременко – деда своего никогда не видел. Он пропал в июне 42 года. Вариант тогда такой: «Так, например внук Сергея Гайворонского – Виктор Ефременко – деда своего никогда не видел. Красноармеец ГайворОнский пропал в июне 42 года». Вячеслав узнал о его последних минутах, о месте захоронения. Это грустная история, но Виктор всё-таки рад.
Виктор Ефременко:
«Это родной же дед. Я ж деда не видел. Хоть узнать о нём. Так что это для меня очень важно».
Пока Вячеслав работает как волонтёр. Но ему хочется, чтобы его благородное дело развивалось. Он мечтает юридически зарегистрировать полноправную поисковую организацию. Тогда легче будет искать солдат. Для Вячеслава Пикулева – это важнее всего. Потому что он сам - внук солдата. И не только поэтому.
Вячеслав Пикулев:
«Если допустим, я кому-то помог, то кто-то найдётся в жизни, кто мне поможет. И таким образом вот эта вереница добра, она идет дальше. Это стал смысл моей жизни…».
В данной программе использованы материалы «1 канала».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер