Елена Владимировна Янина работает в обыкновенной московской школе. В ней она и сама училась когда-то. Из неё ушла в педагогическое училище. В неё вернулась учителем русского языка и литературы. Это было в 86 году. С тех пор Елена Владимировна не изменяла ни своему призванию, ни месту работы, ни любви – дети, по словам педагога – настоящий стимул её жизни:
Елена Янина: « Мне кажется, я не старею только потому, что я с детьми работаю. Это вот состояние вечной молодости, энергии неиссякаемой какой-то… Мне кажется, всё это за счет только того, что работаешь с детьми».
Ни об одном из своих классов Елена Владимировна не может сказать, что это самый любимый. Любимые все. Она всегда старалась объединить ребят в настоящую семью. Последний выпуск Елены Владимировны – образец того, каким должен быть класс-мечта. Это то, о чём сегодня вздыхают те, кто вырос на хорошей литературе и кто живёт по принципу мушкетёров: «Один за всех и все за одного».
11 школьных лет ребята практически не расставались. Даже летом в каникулы всем классом отправлялись на экскурсии. И в школе всегда были вместе. С младых ногтей усвоили однажды сказанное: «Раз мы семья, значит, отвечаем друг за друга». Как же не повезло верзиле-старшекласснику, когда он обидел ученика Елены Владимировны! Разбираться с ним ходили «всей семьёй». И пусть верзила кричал: «Как, все НА одного?». Ему доступно объясняли: «Нет, все ЗА одного!».
В другой раз заболела девочка из класса, ребята вместе с Еленой Владимировной поехали к ней в больницу. Опоздали с визитом, ворота были уже закрыты. Но девочка ждала. Тогда и дети, и их педагог перемахнули через забор. Елена Владимировна не побоялась на глазах у ребят совершить это маленькое правонарушение, не испугалась за свой авторитет. Для неё важным было совсем другое:
Елена Янина: «Но зато было радости сколько, вы бы видели, сколько в глазах этого ребенка. Она плакала от счастья и там все отделение детское сбежалось, чтоб посмотреть, что к ней весь класс пришел навестить ее».
Главное, чему научила своих ребят Елена Владимировна – не быть равнодушными. Это её человеческое кредо и учительская сверхзадача. В последнем классе школы случилось беда. У Риты - одной из учениц обнаружили запущенную болезнь. Врачи опустили руки. Елена Владимировна рассказала об этом в классе. Поразилась реакции детей: девочки рыдали, мальчишки словно окаменели. А потом кинулись спасать Риту. Нужны были огромные деньги, чтобы отправить её лечиться за границу. И ребята, не захотев взваливать всё на взрослых, сказали: «Мы тоже будем». Что именно «будем» подсказала классная руководительница. Дети, все до одного, устроились на работу. Организовали благотворительный концерт и ярмарку, отказались от выпускного бала. Подключили прессу. Потому что верили в добро и в то, что не должен человек умирать в 17 лет. Нужную сумму собрали. К сожалению, слишком поздно. Хоронили Риту всем классом. И навещают теперь тоже вместе. Елена Владимировна знала, что ребята у неё необыкновенные, но после этой истории поняла и другое:
Елена Янина: «Они настоящие. Они не какие-то там поддельные. Понимаете, они самые-самые настоящие. Таких детей все меньше делается… Сейчас всё трудней воспитывать... Не тому учат нашу молодёжь».
И всё-таки Елена Владимировна «учит тому». Ведь иначе не было бы такого удивительного класса. А до него других таких же удивительных. Чужих детей для Елены Владимировны не существует. Она и своих четверых, двое из них приёмные, воспитывала вместе с учениками. Результатом можно гордиться: не подвёл никто, все выросли и стали хорошими людьми. Самые первые ученики уже приводят к ней своих детей. И эта связь времён и вереница хороших людей не распадётся до тех пор, пока уходя с работы Елена Владимировна Янина думает о том, когда же пролетит ночь и она снова придёт в школу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер