Елена Владимировна Янина работает в обыкновенной московской школе. В ней она и сама училась когда-то. Из неё ушла в педагогическое училище. В неё вернулась учителем русского языка и литературы. Это было в 86 году. С тех пор Елена Владимировна не изменяла ни своему призванию, ни месту работы, ни любви – дети, по словам педагога – настоящий стимул её жизни:
Елена Янина: « Мне кажется, я не старею только потому, что я с детьми работаю. Это вот состояние вечной молодости, энергии неиссякаемой какой-то… Мне кажется, всё это за счет только того, что работаешь с детьми».
Ни об одном из своих классов Елена Владимировна не может сказать, что это самый любимый. Любимые все. Она всегда старалась объединить ребят в настоящую семью. Последний выпуск Елены Владимировны – образец того, каким должен быть класс-мечта. Это то, о чём сегодня вздыхают те, кто вырос на хорошей литературе и кто живёт по принципу мушкетёров: «Один за всех и все за одного».
11 школьных лет ребята практически не расставались. Даже летом в каникулы всем классом отправлялись на экскурсии. И в школе всегда были вместе. С младых ногтей усвоили однажды сказанное: «Раз мы семья, значит, отвечаем друг за друга». Как же не повезло верзиле-старшекласснику, когда он обидел ученика Елены Владимировны! Разбираться с ним ходили «всей семьёй». И пусть верзила кричал: «Как, все НА одного?». Ему доступно объясняли: «Нет, все ЗА одного!».
В другой раз заболела девочка из класса, ребята вместе с Еленой Владимировной поехали к ней в больницу. Опоздали с визитом, ворота были уже закрыты. Но девочка ждала. Тогда и дети, и их педагог перемахнули через забор. Елена Владимировна не побоялась на глазах у ребят совершить это маленькое правонарушение, не испугалась за свой авторитет. Для неё важным было совсем другое:
Елена Янина: «Но зато было радости сколько, вы бы видели, сколько в глазах этого ребенка. Она плакала от счастья и там все отделение детское сбежалось, чтоб посмотреть, что к ней весь класс пришел навестить ее».
Главное, чему научила своих ребят Елена Владимировна – не быть равнодушными. Это её человеческое кредо и учительская сверхзадача. В последнем классе школы случилось беда. У Риты - одной из учениц обнаружили запущенную болезнь. Врачи опустили руки. Елена Владимировна рассказала об этом в классе. Поразилась реакции детей: девочки рыдали, мальчишки словно окаменели. А потом кинулись спасать Риту. Нужны были огромные деньги, чтобы отправить её лечиться за границу. И ребята, не захотев взваливать всё на взрослых, сказали: «Мы тоже будем». Что именно «будем» подсказала классная руководительница. Дети, все до одного, устроились на работу. Организовали благотворительный концерт и ярмарку, отказались от выпускного бала. Подключили прессу. Потому что верили в добро и в то, что не должен человек умирать в 17 лет. Нужную сумму собрали. К сожалению, слишком поздно. Хоронили Риту всем классом. И навещают теперь тоже вместе. Елена Владимировна знала, что ребята у неё необыкновенные, но после этой истории поняла и другое:
Елена Янина: «Они настоящие. Они не какие-то там поддельные. Понимаете, они самые-самые настоящие. Таких детей все меньше делается… Сейчас всё трудней воспитывать... Не тому учат нашу молодёжь».
И всё-таки Елена Владимировна «учит тому». Ведь иначе не было бы такого удивительного класса. А до него других таких же удивительных. Чужих детей для Елены Владимировны не существует. Она и своих четверых, двое из них приёмные, воспитывала вместе с учениками. Результатом можно гордиться: не подвёл никто, все выросли и стали хорошими людьми. Самые первые ученики уже приводят к ней своих детей. И эта связь времён и вереница хороших людей не распадётся до тех пор, пока уходя с работы Елена Владимировна Янина думает о том, когда же пролетит ночь и она снова придёт в школу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер