Фёдор Шаляпин, карьера которого состоялась благодаря купцам-меценатам, как-то сказал: «...в полустолетие, предшествовавшее революции, русское купечество играло первенствующую роль в бытовой жизни страны». Это была чистая правда. Купцы во благо России делали очень и очень много. Одним из тех, кто ничего не жалел для своего родного Нижнего Новгорода был Фёдор Переплётчиков.
Фёдор Петрович — порядочный, добрый, милосердный для нижегородцев во всём был «самым, самым». Про него так и говорили: самый щедрый, самый обаятельный, самый дальновидный. Он был родом из богатой купеческой семьи, дела вёл более, чем успешно — занимался производством канатов — и они те времена парусного пароходства считались лучшими на всей Волге.
В 28 лет Переплётчиков стал депутатом нижегородской думы. Люди доверяли ему, недаром их избранник отвечал за городскую казну. И когда началась Отечественная война 1812-ого года собирал средства для нужд народного ополчения, перечисляя ему солидные суммы из своего капитала. А когда в город хлынули беженцы из Москвы, некоторых из них Переплётчиков поселил в своём доме.
Трижды Фёдора Петровича избирали на пост городского головы. Добрые дела Переплётчикова не поддавались счёту. Фёдор Петрович выручал деньгами тех, кто не мог оплатить подати. Учредил кассу для выдачи пособий бедным горожанам и сам пополнял её. Не одно нижегородское семейство выжило благодаря этой особой кассе.
В 1831-ом году от холеры скончались две дочери Фёдора Петровича. Отец едва не умер от горя. На ноги его подняла только мысль о пожертвовании части своего состояния бедным. Переплётчиков подарил городу восемь, принадлежавших ему лично, корпусов Никольского рынка. Условием щедрого дара было то, что доходы от сдачи этих зданий в аренду должны идти неимущим.
И ещё один свой дом — каменный с флигелями и участком земли, Фёдор Петрович передал в пользу Думы. В завещании, которое начиналось словами «Завещаю любимому городу», благотворитель написал, что после его смерти доходами с этого дома должен управлять городской голова. Управление же состояло в том, чтобы перечислять все средства в пользу богоугодных заведений и бедняков Нижнего Новгорода.
Казалось бы, Переплётчиков уже сделал для людей так много. Но Фёдор Петрович не останавливался. В 1836-ом году он послал в Думу письмо с предложением построить в городе дом для призрения бедных граждан и отставных заслуженных воинов. Объявив сбор средств на это богоугодное дело, Фёдор Петрович пожертвовал ему тысячу рублей.
Переплётчиков прожил жизнь, следуя основным купеческим заповедям: добро наживал честно, употреблял его с разумом, не жалел средств для тех, кто нуждался и самое главное, всегда помнил: честь превыше прибыли. За это и любили его нижегородцы. И когда Фёдор Петрович умер, в страшную стужу люди несли гроб с его телом на руках от Благовещенского собора, где проходило отпевание, до самого погоста. А одну из улиц переименовали в Переплётчиковскую. И каждое 10-ое января, в день смерти благотворителя, в нижегородских церквях служили по нему панихиду.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.