Есть книги, способные захватывающим сюжетом и увлекательным изложением притягивать и взрослых, и детей. Роман Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад» — определённо одна из них. Вот уже более ста лет это произведение британской писательницы регулярно переиздаётся во всём мире и покоряет новые поколения юных и зрелых читателей.
Уже само название книги обещает нечто необыкновенное, тайну, выходящую за рамки обыденности. Да и завязка у романа весьма таинственная: десятилетняя англичанка Мэри Леннокс живёт в Индии с родителями, которые слишком заняты собой, чтобы уделять внимание дочери, предоставив её воспитание няне. Девочка растёт одинокой, и от этого озлобленной, ни к кому не испытывающей любви и добрых чувств. Однажды в округе вспыхивает эпидемия холеры от которой умирают её родители. Мэри отправляется в Англию к своему дяде мистеру Крэвену, которого никогда не видела.
Первые несколько глав «Таинственного сада» настолько загадочны, что напоминают готический роман, а деталями повествования отсылают, пожалуй, к знаменитому роману Шарлотты Бронте «Джен Эйр». Мэри попадает в огромное мрачное средневековое поместье на краю йоркширской степи, в котором живёт лишь хозяин и несколько слуг. Многочисленные комнаты дома закрыты, а по ночам девочка слышит чей-то плач. А ещё узнаёт, что среди множества садов поместья есть один, куда вот уже десять лет никто не заходил. Его калитка заперта, а ключ хозяин закопал в землю. Однако вскоре Мэри случайно находит ключ от калитки Таинственного сада. И открыв её, сама того не подозревая, открывает собственное сердце.
«Таинственный сад» Френсис Бёрнетт можно назвать «романом воспитания». Личный опыт даёт возможность его героям пройти путь от чёрствости и эгоизма к способности сопереживать, заботиться о ближнем и сострадать. И эти внутренние перемены в конце концов совершают с ними настоящее чудо.
Роман Фрэнсис Бёрнетт — о том, что сердце каждого человека — Таинственный сад, в котором посеяны семена любви и доброты, способные пробиться и прорасти даже сквозь самую твёрдую почву.
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России