Незадолго до своего избрания президентом Соединенных Штатов в 1932 году Франклин Рузвельт впервые в жизни сочинил стихотворение:
Ax, моя Элеонор!
Ты со мной, но где укор,
Что моя душа порой
Вся в политике одной?
Элеонора Рузвельт, первая леди Америки, не укоряла супруга, потому что любила его. Она помогала Франклину во всех начинаниях, сопровождая его и на политическом поприще.
Фрэнк и Элеонора происходили из одного аристократического рода Рузвельтов. И потому иногда встречались на званых вечерах в доме родителей Фрэнка. Элеонора запомнилась юноше своим умением танцевать и остроумием. Спустя несколько лет они случайно столкнулись в поезде, разговорились, и оказалось, что у них очень много общего. И Фрэнк и Элеонора интересовались политикой и экономикой, выступали за демократизацию общественной жизни, очень хотели создать семью, иметь детей. Скоро молодые люди поженились — Элеонору к алтарю вел её дядя, тогдашний президент США Теодор Рузвельт.
Франклин очень быстро шел по карьерной лестнице: сначала адвокат в крупной юридической конторе на Уолл-стрит, потом сенатор Демократической партии от штата Нью-Йорк и, наконец, помощник Военно-Морского министра Соединенных Штатов. Уезжая в долгие командировки, он писал молодой жене: «Я хотел бы, чтобы ты была здесь. Когда я без тебя, я чувствую себя одиноким и потерянным».
Элеонора старалась помогать супругу. Подбирала материалы для речей, печатала на машинке необходимые документы, давала советы. Первое публичное выступление Рузвельта произошло в нью-йоркском пАбе в 1910 году. И конечно, простоватая публика недоброжелательно приняла молодого аристократа. Элеонора утешала супруга: «Ты им понравишься. Только не будь таким напряжённым и не делай слишком длинных пауз между словами». Очень помогало начинающему политику и то, что Элеонора целиком взяла на себя заботы по дому и воспитанию детей. Их у четы Рузвельт родилось шестеро.
Тяжелым для супругов стал 1921 год. Однажды летним утром Франклин не смог встать с постели. Врачи поставили страшный диагноз — полиомиелит, инфекционный паралич, недуг, который в то время считался неизлечимым. У Франклина отнялась нижняя часть тела, слабели руки, с большим трудом работали внутренние органы. Во время острой фазы болезни, когда Франклин был прикован к постели, Элеонора отказалась от помощи нянь и сиделок. Верная супруга день и ночь проводила у постели больного, выполняя работу, с которой не справилась бы даже опытная медсестра. Но ещё более важной была психологическая помощь. Когда в конце 1920-х годов Франклин решил вернуться в большую политику, Элеонора оказалась едва ли не единственным человеком, который поддержал его.
В 1929 году Рузвельт стал губернатором штата Нью-Йорк, а спустя три года – президентом Соединенных Штатов, который вывел страну из Великой Депрессии. Элеонора в это время уже приобрела известность как журналист, как защитница прав женщин и афроамериканцев, однако главным делом жизни для неё оставалась помощь мужу. Элеонора стала настоящим Альтер Эго своего супруга. Она выступала вместо Франклина на многих публичных мероприятиях, вместе с ним совершала инспекционные поездки, была советником в его избирательном штабе, а затем заботилась о хозяйстве Белого дома. Именно Элеонора первой в апреле 1945 года сообщила вице-президенту Трумэну страшную новость: «Гарри, президент умер».
Элеоноры Рузвельт не стало спустя 17 лет. Незадолго до кончины она сказала: «Смерти я не боюсь. Я смогу снова быть с ним, и это единственное, чего я хочу».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело