Незадолго до своего избрания президентом Соединенных Штатов в 1932 году Франклин Рузвельт впервые в жизни сочинил стихотворение:
Ax, моя Элеонор!
Ты со мной, но где укор,
Что моя душа порой
Вся в политике одной?
Элеонора Рузвельт, первая леди Америки, не укоряла супруга, потому что любила его. Она помогала Франклину во всех начинаниях, сопровождая его и на политическом поприще.
Фрэнк и Элеонора происходили из одного аристократического рода Рузвельтов. И потому иногда встречались на званых вечерах в доме родителей Фрэнка. Элеонора запомнилась юноше своим умением танцевать и остроумием. Спустя несколько лет они случайно столкнулись в поезде, разговорились, и оказалось, что у них очень много общего. И Фрэнк и Элеонора интересовались политикой и экономикой, выступали за демократизацию общественной жизни, очень хотели создать семью, иметь детей. Скоро молодые люди поженились — Элеонору к алтарю вел её дядя, тогдашний президент США Теодор Рузвельт.
Франклин очень быстро шел по карьерной лестнице: сначала адвокат в крупной юридической конторе на Уолл-стрит, потом сенатор Демократической партии от штата Нью-Йорк и, наконец, помощник Военно-Морского министра Соединенных Штатов. Уезжая в долгие командировки, он писал молодой жене: «Я хотел бы, чтобы ты была здесь. Когда я без тебя, я чувствую себя одиноким и потерянным».
Элеонора старалась помогать супругу. Подбирала материалы для речей, печатала на машинке необходимые документы, давала советы. Первое публичное выступление Рузвельта произошло в нью-йоркском пАбе в 1910 году. И конечно, простоватая публика недоброжелательно приняла молодого аристократа. Элеонора утешала супруга: «Ты им понравишься. Только не будь таким напряжённым и не делай слишком длинных пауз между словами». Очень помогало начинающему политику и то, что Элеонора целиком взяла на себя заботы по дому и воспитанию детей. Их у четы Рузвельт родилось шестеро.
Тяжелым для супругов стал 1921 год. Однажды летним утром Франклин не смог встать с постели. Врачи поставили страшный диагноз — полиомиелит, инфекционный паралич, недуг, который в то время считался неизлечимым. У Франклина отнялась нижняя часть тела, слабели руки, с большим трудом работали внутренние органы. Во время острой фазы болезни, когда Франклин был прикован к постели, Элеонора отказалась от помощи нянь и сиделок. Верная супруга день и ночь проводила у постели больного, выполняя работу, с которой не справилась бы даже опытная медсестра. Но ещё более важной была психологическая помощь. Когда в конце 1920-х годов Франклин решил вернуться в большую политику, Элеонора оказалась едва ли не единственным человеком, который поддержал его.
В 1929 году Рузвельт стал губернатором штата Нью-Йорк, а спустя три года – президентом Соединенных Штатов, который вывел страну из Великой Депрессии. Элеонора в это время уже приобрела известность как журналист, как защитница прав женщин и афроамериканцев, однако главным делом жизни для неё оставалась помощь мужу. Элеонора стала настоящим Альтер Эго своего супруга. Она выступала вместо Франклина на многих публичных мероприятиях, вместе с ним совершала инспекционные поездки, была советником в его избирательном штабе, а затем заботилась о хозяйстве Белого дома. Именно Элеонора первой в апреле 1945 года сообщила вице-президенту Трумэну страшную новость: «Гарри, президент умер».
Элеоноры Рузвельт не стало спустя 17 лет. Незадолго до кончины она сказала: «Смерти я не боюсь. Я смогу снова быть с ним, и это единственное, чего я хочу».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер