Человек — царь природы, венец творения. Его мысль безгранична, творчество неохватно. Живя в XXI веке, не можешь не поражаться силе и власти, уму и масштабу влияния человека на планету. Начиная с древних времен и до нынешних дней, человек, как полагают многие — звучит гордо. И все-таки, согласитесь, мы чувствуем, что с человеком что-то не так.
При всей силе ума, технологической развитости и власти над миром он парадоксально раздвоен. Не нужно быть ученым, чтобы увидеть что «вся история человечества написана кровью» по точной характеристике Эриха Фромма. Как так получилось, что человек при всех своих дарованиях, оказался единственным в так называемой эволюционной цепи, кто свои же «крутые» способности обращает себе во вред?
Светские науки объясняют этот факт недостаточной развитостью человека, обещая в будущем достигнуть некоего баланса при помощи научно-технологического прогресса и социального развития.
Христианство же настаивает на том, что причина и корень подобных девиаций в человеке — грех. Слово это многих настораживает своей архаичностью. Однако не стоит судить поверхностно. Грех в понимании христианства — есть нарушение целостности самого человека. Согласно Священному Писанию Бог создал человека по Своему образу и подобию, то есть вложил в него самосознание, свободу, чувство красоты, творчество, жажду и стремление к добру — свои черты. Каждый знает, что силой к любви не приведешь. Бог, по мысли богословов, пошел на риск, ограничив Себя свободой Своего же творения и предоставил человеку право решать: быть ему с Богом или строить свою жизнь самостоятельно, без Него.
Именно роковой выбор в эдемском саду, описанный в третьей главе Бытия, привел нас к нынешнему положению. Адам и Ева не просто нарушили единственную заповедь и лишились райского блаженства, но нанесли себе глубокую рану, отделившись от Бога.
После вкушения запретного плода, они увидели свою наготу, попытались прикрыться фиговыми листьями. Это был показатель — символ человечества, оторванного от Создателя; человечества, потерявшего гармонию с собой, природой и тщетно пытающегося прийти к миру, прикрываясь подобно фиговым листьям, познаниями своего ограниченного разума.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд
В 1934 году на киностудии «Ленфильм» снимали картину «Инженер Гоф». Режиссёр Борис Шпис был счастлив: на одну из главных ролей ему удалось заполучить известного актёра ленинградского театра имени Пушкина — Василия Меркурьева. Нужно было отвезти ему сценарий картины, и режиссёр попросил об этой услуге свою ассистентку — Ирину Мейерхольд. Дочь знаменитого театрального режиссёра, Ирина Всеволодовна с юных лет шла по стопам отца. К моменту прихода на «Ленфильм» за её плечами уже был актёрский, режиссёрский и преподавательский опыт. Меркурьева Ирина не раз видела на сцене. И всегда восхищалась его тонкой и талантливой игрой.
Актёр радушно встретил девушку и усадил пить чай с пирожками. Поблагодарил за сценарий и сказал, что на днях уезжает на гастроли в Сочи. А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.
Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». «Сама не знаю, как смогла такое написать», — смеялась впоследствии Ирина Всеволодовна. Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй!» Девушка смотрела на Меркурьева, и ей казалось, будто после долгой разлуки она встретилась с самым родным и близким человеком. «Я люблю его», — призналась сама себе в тот вечер Ирина. А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце.
Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы. А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м. Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. «Их отношения были каким-то чудом, — писал о родителях Пётр Васильевич Меркурьев. — Они прожили вместе больше сорока лет, и чувства их всегда оставались свежими».
После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много. Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы.
В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа. А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года. И всё это время жила только одной мыслью — о том, что в вечности они с Василием обязательно встретятся.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.