В небольшом городке Волфилл канадской провинции Новая Шотландия расположен знаменитый университет Акадия. Среди его подразделений есть Богословский колледж и при нём – исследовательская группа экспертов, изучающих библейскую историю. В январе 2015 года сотрудник Акадии, исследователь Нового Завета Крейг Эванс объявил об удивительной находке. Команда, работавшая под его руководством, обнаружила фрагмент Евангелия, датируемый восьмидесятыми годами первого века от Рождества Христова. Найденный экземпляр оказался самым древним из всех, которые до сих пор были известны историкам. Ранее никому не удавалось найти библейский текст моложе второго века.
Комментарии эксперта:
Исследовательская группа колледжа изучала погребальнуюпросегипетскую маску и обнаружила, что эта маска сделана из древнего папируса. В самом этом факте не было ничего удивительного. У древних египтян было принято закрывать лица усопших масками. Чем богаче человек, тем роскошней маска. Для фараонов маски изготавливались из золота, для простолюдинов - из папируса. Если новый папирус оказывался кому-то не по карману, в ход шёл старый, исписанный. Вот такой старый папирус и оказался в основе маски, попавшей в руки учёным.
Обнаружив в маске текст, исследователи решили его извлечь и прочитать. Клей удалили по новейшей технологии, не повредив чернила. Маска при этом, конечно, была полностью уничтожена, но по словам учёных, она не представляла исторической ценности. А вот надпись! Глазам удивлённых исследователей предстал фрагмент Евангелия от Марка! Когда и кто использовал Евангелие, чтобы закрыть им лицо усопшего? На второй вопрос наука вряд ли сможет ответить. А вот для определения возраста находки было решено использовать радиоуглеродный анализ. Этот метод исследования биологического материала, основанный на подсчёте различных типов изотопа углерода, был открыт в 1946 году будущим лауреатом Нобелевской премии Уиллардом Либби.
Справедливости ради стоит отметить, что радиоуглеродный анализ не позволяет установить возраст точно. Во-первых, он имеет погрешность от 70 до 300 лет. Во-вторых, даёт сбои, если биологический материал имеет более древние или более молодые примеси. Поэтому радиоуглеродный анализ обычно стараются дополнить другими исследовательскими методами.
Так поступили и учёные из Акадии. Возраст находки уточнялся ими с помощью анализа типа письма и изучения других документов, найденных вместе с маской. Полученные ими данные позволяют утверждать, что найденное в маске Евангелие от Марка действительно самое древнее из всех, известных нам на сегодняшний день. Как случилось, что именно его экземпляр попал в Египет?
Комментарии эксперта:
Сам апостол Марк не был участником евангельских событий, но близко знал первых апостолов. Особенно близко сошёлся он с апостолом Петром. Вместе они совершили миссионерское путешествие в Азию – в земли, где некогда находился Вавилон. Марк был истинным миссионером. Очевидно, и своё Евангелие он писал именно с целью проповедовать слово Божие другим народам. Именно поэтому в нём отсутствуют ссылки на Ветхий Завет, имеющие значение для иудеев, и в то же время подробно объясняется смысл иудейских обычаев, непонятных для жителей других земель. Могло ли Евангелие, написанное апостолом Марком, попасть в Египет? Безусловно могло – и не в одном экземпляре! Марк был первым проповедником христианства в Египте. Именно он основал христианскую церковь в Александрии. Там он проповедовал, там творил чудеса силою Святого Духа, там был растерзан языческой толпой.
Какой именно отрывок евангельского текста нашли канадские учёные в египетской маске? Об этом мы пока не знаем. Владелец маски потребовал от Крейга Эванса хранить молчание на время проведения исследований, и канадский учёный даже дал в этом расписку. Все подробности планируется раскрыть в монографии, которая готовится к выходу.
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица