В небольшом городке Волфилл канадской провинции Новая Шотландия расположен знаменитый университет Акадия. Среди его подразделений есть Богословский колледж и при нём – исследовательская группа экспертов, изучающих библейскую историю. В январе 2015 года сотрудник Акадии, исследователь Нового Завета Крейг Эванс объявил об удивительной находке. Команда, работавшая под его руководством, обнаружила фрагмент Евангелия, датируемый восьмидесятыми годами первого века от Рождества Христова. Найденный экземпляр оказался самым древним из всех, которые до сих пор были известны историкам. Ранее никому не удавалось найти библейский текст моложе второго века.
Комментарии эксперта:
Исследовательская группа колледжа изучала погребальнуюпросегипетскую маску и обнаружила, что эта маска сделана из древнего папируса. В самом этом факте не было ничего удивительного. У древних египтян было принято закрывать лица усопших масками. Чем богаче человек, тем роскошней маска. Для фараонов маски изготавливались из золота, для простолюдинов - из папируса. Если новый папирус оказывался кому-то не по карману, в ход шёл старый, исписанный. Вот такой старый папирус и оказался в основе маски, попавшей в руки учёным.
Обнаружив в маске текст, исследователи решили его извлечь и прочитать. Клей удалили по новейшей технологии, не повредив чернила. Маска при этом, конечно, была полностью уничтожена, но по словам учёных, она не представляла исторической ценности. А вот надпись! Глазам удивлённых исследователей предстал фрагмент Евангелия от Марка! Когда и кто использовал Евангелие, чтобы закрыть им лицо усопшего? На второй вопрос наука вряд ли сможет ответить. А вот для определения возраста находки было решено использовать радиоуглеродный анализ. Этот метод исследования биологического материала, основанный на подсчёте различных типов изотопа углерода, был открыт в 1946 году будущим лауреатом Нобелевской премии Уиллардом Либби.
Справедливости ради стоит отметить, что радиоуглеродный анализ не позволяет установить возраст точно. Во-первых, он имеет погрешность от 70 до 300 лет. Во-вторых, даёт сбои, если биологический материал имеет более древние или более молодые примеси. Поэтому радиоуглеродный анализ обычно стараются дополнить другими исследовательскими методами.
Так поступили и учёные из Акадии. Возраст находки уточнялся ими с помощью анализа типа письма и изучения других документов, найденных вместе с маской. Полученные ими данные позволяют утверждать, что найденное в маске Евангелие от Марка действительно самое древнее из всех, известных нам на сегодняшний день. Как случилось, что именно его экземпляр попал в Египет?
Комментарии эксперта:
Сам апостол Марк не был участником евангельских событий, но близко знал первых апостолов. Особенно близко сошёлся он с апостолом Петром. Вместе они совершили миссионерское путешествие в Азию – в земли, где некогда находился Вавилон. Марк был истинным миссионером. Очевидно, и своё Евангелие он писал именно с целью проповедовать слово Божие другим народам. Именно поэтому в нём отсутствуют ссылки на Ветхий Завет, имеющие значение для иудеев, и в то же время подробно объясняется смысл иудейских обычаев, непонятных для жителей других земель. Могло ли Евангелие, написанное апостолом Марком, попасть в Египет? Безусловно могло – и не в одном экземпляре! Марк был первым проповедником христианства в Египте. Именно он основал христианскую церковь в Александрии. Там он проповедовал, там творил чудеса силою Святого Духа, там был растерзан языческой толпой.
Какой именно отрывок евангельского текста нашли канадские учёные в египетской маске? Об этом мы пока не знаем. Владелец маски потребовал от Крейга Эванса хранить молчание на время проведения исследований, и канадский учёный даже дал в этом расписку. Все подробности планируется раскрыть в монографии, которая готовится к выходу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер