В небольшом городке Волфилл канадской провинции Новая Шотландия расположен знаменитый университет Акадия. Среди его подразделений есть Богословский колледж и при нём – исследовательская группа экспертов, изучающих библейскую историю. В январе 2015 года сотрудник Акадии, исследователь Нового Завета Крейг Эванс объявил об удивительной находке. Команда, работавшая под его руководством, обнаружила фрагмент Евангелия, датируемый восьмидесятыми годами первого века от Рождества Христова. Найденный экземпляр оказался самым древним из всех, которые до сих пор были известны историкам. Ранее никому не удавалось найти библейский текст моложе второго века.
Комментарии эксперта:
Исследовательская группа колледжа изучала погребальнуюпросегипетскую маску и обнаружила, что эта маска сделана из древнего папируса. В самом этом факте не было ничего удивительного. У древних египтян было принято закрывать лица усопших масками. Чем богаче человек, тем роскошней маска. Для фараонов маски изготавливались из золота, для простолюдинов - из папируса. Если новый папирус оказывался кому-то не по карману, в ход шёл старый, исписанный. Вот такой старый папирус и оказался в основе маски, попавшей в руки учёным.
Обнаружив в маске текст, исследователи решили его извлечь и прочитать. Клей удалили по новейшей технологии, не повредив чернила. Маска при этом, конечно, была полностью уничтожена, но по словам учёных, она не представляла исторической ценности. А вот надпись! Глазам удивлённых исследователей предстал фрагмент Евангелия от Марка! Когда и кто использовал Евангелие, чтобы закрыть им лицо усопшего? На второй вопрос наука вряд ли сможет ответить. А вот для определения возраста находки было решено использовать радиоуглеродный анализ. Этот метод исследования биологического материала, основанный на подсчёте различных типов изотопа углерода, был открыт в 1946 году будущим лауреатом Нобелевской премии Уиллардом Либби.
Справедливости ради стоит отметить, что радиоуглеродный анализ не позволяет установить возраст точно. Во-первых, он имеет погрешность от 70 до 300 лет. Во-вторых, даёт сбои, если биологический материал имеет более древние или более молодые примеси. Поэтому радиоуглеродный анализ обычно стараются дополнить другими исследовательскими методами.
Так поступили и учёные из Акадии. Возраст находки уточнялся ими с помощью анализа типа письма и изучения других документов, найденных вместе с маской. Полученные ими данные позволяют утверждать, что найденное в маске Евангелие от Марка действительно самое древнее из всех, известных нам на сегодняшний день. Как случилось, что именно его экземпляр попал в Египет?
Комментарии эксперта:
Сам апостол Марк не был участником евангельских событий, но близко знал первых апостолов. Особенно близко сошёлся он с апостолом Петром. Вместе они совершили миссионерское путешествие в Азию – в земли, где некогда находился Вавилон. Марк был истинным миссионером. Очевидно, и своё Евангелие он писал именно с целью проповедовать слово Божие другим народам. Именно поэтому в нём отсутствуют ссылки на Ветхий Завет, имеющие значение для иудеев, и в то же время подробно объясняется смысл иудейских обычаев, непонятных для жителей других земель. Могло ли Евангелие, написанное апостолом Марком, попасть в Египет? Безусловно могло – и не в одном экземпляре! Марк был первым проповедником христианства в Египте. Именно он основал христианскую церковь в Александрии. Там он проповедовал, там творил чудеса силою Святого Духа, там был растерзан языческой толпой.
Какой именно отрывок евангельского текста нашли канадские учёные в египетской маске? Об этом мы пока не знаем. Владелец маски потребовал от Крейга Эванса хранить молчание на время проведения исследований, и канадский учёный даже дал в этом расписку. Все подробности планируется раскрыть в монографии, которая готовится к выходу.
Псалом 31. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Какого человека можно назвать счастливым? Пожалуй, самым предсказуемым ответом станут размышления о счастье как о полноте жизни, когда человек со всех сторон благополучен, живы и здоровы все те, кого он любит, сам он также здоров, любим и не в чём не нуждается. Многие люди стремятся именно к такому счастью. Однако Священное Писание предлагает нам посмотреть на этот вопрос несколько иначе. А как именно с библейской точки зрения стоит понимать счастье, отвечает 31-й псалом царя Давида. Он звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
Псалом 31.
Псалом Давида. Учение.
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Моё над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
С возрастом многие люди склонны всё чаще и чаще вспоминать о своей молодости, ведь, как говорится в одной популярной песне, «там и тогда было счастье...». Действительно, в юности человек ещё не вполне понимает всю сложность нашей жизни, он ещё не столкнулся с предательством, с потерями близких, с бессилием перед злом, с собственной глупостью, он ещё не успел совершить ворох ошибок, к тому же у молодого человека всё впереди, и это вселяет безграничный оптимизм. Многие хотели бы вернуться в те годы и прожить их заново. Конечно, мы прекрасно понимаем, что это невозможно, а потому приходится довольствоваться воспоминаниями, чрезвычайно утомляя ими юных друзей и родственников.
А что если посмотреть на счастье под другим углом? Что если пойти по тому пути, который предлагает в только что прозвучавшем псалме царь Давид? С его точки зрения, блаженство, или, иначе высшая степень счастья, находится вовсе не там, где мы его склонны искать, Давид полагал, что блажен лишь тот, «кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» (Пс. 31:1), «блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства» (Пс. 31:2). Если вдуматься, то счастье молодого человека — это не только счастье ещё не испытавшего удары судьбы юноши, это, в первую очередь, счастье того, кто не успел совершить свои грехи и столкнуться с их неизбежными последствиями. Если же это так, то и поиски настоящего счастья — это поиск свободы от греха и поиск прощения, даруемого Богом.
К счастью, у нас есть не только восторженные размышления Давида, Церковь даёт нам и все необходимые инструменты для обретения счастья. При этом Церковь никого не принуждает ими пользоваться, ведь все мы прекрасно понимаем: невозможно принудить человека быть счастливым. Мы сами должны сделать этот выбор.
Псалом 31. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 31. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 31. На струнах Псалтири
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою".
9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе".
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
«Именины»

Фото: mina jebeli / Pexels
Стояла у меня на полке рядом с книгами небольшая куколка в синем платьице, когда-то я купила её в городе моего детства. Просто так. А однажды я взяла её с собой в храм, чтобы подарить одной маленькой девочке.
Случилось это в день памяти святых Адриана и Наталии, на мои именины. После литургии наш батюшка поздравлял всех Наташ и дарил каждой розу, было так радостно и приятно! Наташ у нас на приходе много, и все они взрослые — кроме одной, самой младшей дочки нашего дьякона. Я помню эту обаятельную кареглазую девчушку совсем крохотной, а сейчас ей уже пять. Именно ей и захотелось мне передать свою куколку в наш общий праздник. Пусть будет сюрприз! Пусть именины, день святой небесной покровительницы, будет чудесным и удивительным, и с подарками!
Так и вышло, и маленькая моя тёзка благодарно просияла глазами в ответ на поздравление. А её мама при встрече рассказала потом, что куколка девочке очень полюбилась.
Подрастёт Наташенька — узнает о необыкновенном подвиге христианской любви святой Наталии, в честь которой её назвали. И, даст Бог, постарается быть на неё похожей. А пока пусть радуется празднику.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе