
Казанская икона Божией Матери — одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий. Так, вскоре после чудесного появления Казанского образа казачий атаман Ермак Тимофеевич предпринял свой знаменитый поход за Уральские горы.
Поход, который положил начало русскому покорению Сибири, начался от Уральского Прикамья. Эти пустынные земли в середине шестнадцатого века Иван Грозный пожаловал купцам Строгановым. Предприимчивое и работящее семейство освоило в тех краях добычу соли, земледелие, охотничий и рыбный промыслы. Но на владения промышленников делали набеги вассалы Кучума — потомка Чингис-хана из Бухарского ханства. Иван Грозный не мог достойно ответить на агрессию кочевников, так как вёл тяжёлую Ливонскую войну. Чтобы защитить свои земли, Строгановы обратились за помощью к донским казакам. В 1579 году они снарядили отряд численностью в 840 человек. Возглавил его атаман Ермак Тимофеевич.
Казачья служба не ограничилась охраной освоенных территорий. И купцы Строгановы, и предводитель казаков Ермак Тимофеевич были людьми глубоко верующими. Они получили известие об обретении Казанской чудотворной иконы Богородицы и обрадовались Божиему благоволению к России. Вдохновлённые свершившимся в Казани чудом, первопроходцы решили расширить область русского присутствия за Уралом, освоить пространства Сибири на Тоболе, Иртыше, Оби и других реках.
Отряд Ермака отправился вверх по реке Чусовой на небольших парусных судах — стругах, чтобы разведать удобный путь через Уральский хребет. Казакам часто приходилось передвигать лодки волоком по берегу, прокладывая себе путь сквозь нетронутую тайгу.
Кочевники препятствовали продвижению первопроходцев — они обстреливали струги с берега и устраивали стычки с казаками. Воины Ермака раз за разом одерживали победы. 26 октября 1582 года состоялось решающее сражение на Чувашском мысу, недалеко от современного Тобольска. Казаки поразили тысячи всадников Кучума. Сам хан спасся бегством.
Ермак отправил к царю посольство с докладом о своих завоеваниях. Иван Грозный прислал в подарок предводителю казаков кольчугу. Однако она не помогла, когда ханские воины снова принялись нападать на русские отряды. В августе 1585 года Ермак погиб на реке Вагай.
Первая экспедиция по освоению сибирских земель за Уралом завершилась. Но Ермак проложил путь, по которому спустя год после его смерти повел свой отряд воевода Василий Сукин. Началось активное продвижение казаков и промышленников на восток.
Все выпуски программы Небесная Заступница
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема