
В афонском монастыре Ватопед хранится несколько чудотворных икон Божией Матери. Большинство из них находится в храмах обители и доступно для поклонения. Однако одна из икон в силу исторических причин не видна паломникам. Икона эта носит название Елеоточивая, то есть Источающая масло, и начиная с 14 века неизменно находится в монастырском хранилище оливкового масла.
Елеоточивая икона Богородицы по размеру самая маленькая из чудотворных икон Ватопеда, но, наверное, одна из самых любимых среди монахов обители. Потому что она является зримым символом того, как внимательно Пресвятая Богородица заботится о нуждах Ватопедского монастыря. Говорю об этом вполне уверенно, потому что своими глазами видел, как горячо перед Елеоточивой иконой молятся ватопедские монахи. Во время посещения обители один из монахов провел меня в хранилище масла, где я смог поклониться чудотворному образу.
История почитания Елеоточивого образа Богородицы началась в 14 веке, когда в Ватопеде случился неурожай оливок. Монастырские запасы масла стали истощаться. В итоге келарь обители, то есть тот, кто заботится о продуктовом снабжении монастыря, решил экономить и выдавать масло только для наполнения лампад, но не для употребления в пищу. Узнав об этом, начальник обители, игумен, запретил келарю так поступать и призвал братьев молиться Богородице о помощи.
Через пару дней келарь пришел в хранилище масла, ожидая увидеть, что последний сосуд с маслом опустел. Но к его удивлению сосуд был до краев полон. Келарь совершенно не понимал, как это произошло. Однако вскоре ему это было открыто.
Однажды, снова войдя в хранилище масла, келарь увидел, что масло в сосуд наливает сама Богородица, которая наполнив сосуд, как бы перенеслась в икону, висевшую на стене. Келарь рассказал остальным монахам о чуде. С этого времени икона стала именоваться Елеоточивой, Источающей масло, и в память о сверившемся чуде была навеки оставлена в хранилище оливкового масла. Елеоточивый образ Богородицы постоянно издает приятный аромат. Им наполнено все помещение хранилища. Кстати, тот самый глиняный сосуд, в который Богородица налила масло, также сохранился и по-прежнему находится в монастырском хранилище оливкового масла.
С 14 века Ватопед никогда больше не испытывал нехватки оливкового масла, что ярко подтверждает истинность случившегося чуда. Впрочем, это совсем не означает, что монахи Ватопеда перестали заботиться о пополнении запасов оливок. Братья монастыря по-прежнему усердно трудятся в оливковых садах, ухаживая за деревьями и ежегодно собирая богатый урожай. Ватопедские монахи, как и века назад, собирают оливки вручную и при помощи традиционных приспособлений изготавливают из них оливковое масло высокого качества. Монахи Ватопеда верят, что, работая в оливковом саду или где-либо еще на территории обители, они трудятся вместе с Богородицей, верной покровительницей их монастыря.
Все выпуски программы Вселенная православия
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 октября. О божественной благодати в Православной Церкви

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати».
О божественной благодати в Православной Церкви— священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в послании к филиппийцам пишет очень трогательные вещи, потому что он бесконечно любит (это видно из послания) свою филиппийскую общину. Это его последнее обращение к ним, он чувствует, что скоро разрешится от плоти этой земной, и даже говорит о том, что уже желает скорее увенчаться в Царстве Божьем.
И вот он призывает в этом послании ко многим вещам, которые нам следовало бы перечитывать и применять к себе и к своей духовной жизни. В частности, он говорит: «Несмотря на мои узы, на моё заключение, я имею вас всех в своём сердце и с любовью о каждом из вас думаю, и также призываю быть соучастниками той благодати, которую я сам получил».
Это означает, что мы должны жить единой церковной общиной, что не бывает так: вот есть батюшки, пастыри или архипастыри, а есть мы. В сознании апостола Павла мы все — одно целое, и мы все едины.
Помоги Господь всем нам не растерять это чувство.
Апостол Павел драматично перед своей смертью как бы призывает, в том числе и нас с вами, братья и сестры, воспринимать себя внутри большой семьи, которая есть Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема