Братья Эдмон и Жюль Гонкур с детства были неразлучны. Их вкусы, привычки, интересы совпадали во всём. Потому-то братья всю жизнь и занимались одним делом. Их творческий союз — идеальное литературное сотрудничество, едва ли не единственный случай, когда столь близкие друг другу люди могли и жить бок о бок, и работать рука об руку, нисколько не мешая друг другу. Да так, что многие, непосвященные в их семейную историю, принимали братьев Гонкур за одного писателя.
Эдмон был старше Жюля на восемь лет. Мама мальчиков умерла, когда младшему исполнилось всего четыре года. Отец больше не женился. Он умер, когда сыновья уже выросли и могли сами позаботиться о себе. И всё же они с трудом пережили своё полное сиротство.
Но жизнь продолжалась, братья были хорошо образованы и богаты, энергия била в них ключом, оставалось только найти ей выход. И Гонкур
попробовали себя на поприще живописи. Для начала они собрали неплохую коллекцию картин и даже превратили свой дом в музей художественных ценностей, которые любя называли «изящными безделками». А вот художников из братьев не вышло. Тогда они решили стать драматургами. Но и тут их ожидал провал. Упорные Эдмон и Жюль, не собиравшиеся сдаваться, написали роман. Успеха он не имел, однако это не остановило молодых людей. Они снова взялись за перо, а в их случае, фигурально выражаясь, оно было одно на двоих, и принялись за составление исторических очерков и искусствоведческих статей. А когда поняли, что рамки журналистики им узки, вернулись к литературе и посвятили совместному творчеству двадцать лет, со временем став одними из самых успешных писателей 19-ого века. Современников, конечно, интересовало, как братья работают сообща, не ссорясь и не перетягивая на себя одеяло. Гонкур не скрывали, что сначала придумывают идею романа, потом составляют план главы, потом каждый пишет свой вариант, после чего они читают их друг другу и сливают воедино оба текста.
Знакомые братьев называли их отшельниками. Оба никогда не были женаты, не имели близких друзей, хоть и общались со многими знаменитостями: Флобером, Тургеневым, Готье. Жили Гонкур в одном доме и большую часть времени проводили за письменным столом, работая невероятно много. Любили братья и бродить по Парижу: они посещали церковные службы, музеи, заглядывали иной раз в самые отдалённые уголки города, исследуя их, наблюдали за парижанами — богачами и бедняками, и использовали потом свои наблюдения в очередном романе. А если приходилось выезжать за пределы Франции, братья и это делали только вдвоём. Так они побывали в Италии, Голландии, Германии, Алжире.
Литературный Париж привык к тому, что Эдмон и Жюль никогда не расстаются. Это продолжалось до трагического июня 1870-ого года, когда от нервного переутомления умер младший Гонкур. Ему было всего сорок лет. Эдмон остался один — без единственного по-настоящему близкого человека, без того, кто составлял его семью. Гонкур-старший с большим трудом заставил себя продолжить работу. Он долго не мог смириться с печальной действительностью, сочинять романы в одиночку стало для него мукой. С уходом Жюля Эдмон будто потерял часть себя. И стараясь хоть чуть-чуть уменьшить постоянную тоску по младшему брату, Эдмон начал печатать мемуары, рассказывающие о жизни братьев Гонкур.
Этот знаменитый дневник — одно из самых значимых их произведений. Эдмон и Жюль по очереди писали его долгие годы. И хоть повествование велось от имени одного человека, читатели чувствовали, что героев двое. И что в каждой строчке 22-х томов дневника стоит не местоимение «я», а всегда «мы».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема