Супруга Ивана Шишкина, Ольга Лагода, училась живописи у мужа. Оба художника в своих работах воспевали величие русской природы. В картине «Девочка в траве» Ольге Лагоде-Шишкиной удалось передать полное ощущение единства природы и человека.

— Добрый день, Александр Петрович!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад вас видеть! Давненько вы на даче не появлялись.
— Всё работа, работа, дорогой сосед... Но и вы, согласитесь, уже год как не заезжали к нам в Третьяковскую галерею!
— Обязательно заеду. Вот только на даче много дел...
— А мой садик прилично зарос, пока меня не было — смотрите-ка трава уже выше меня, можно потеряться в зарослях...
— Вы сейчас напоминаете мне героиню пейзажей Клода Моне. Хотя... Учитывая ландшафт нашего стародачного местечка, скорее, образ с картины Левитана или Шишкина.
— Мы с вами, Александр Петрович, похожи на героев одного из шедевров Третьяковской галереи — картины Ольги Лагоды-Шишкиной, супруги Ивана Ивановича Шишкина.
— Любопытно! И что же это за работа?
— Сейчас найду её в интернете... Картина называется «Девочка в траве». Художница написала её в 1880-м году. Нашла. Вот, посмотрите, пожалуйста.
— Ах, и в самом деле похоже! Возраст героев, правда, не совпадает с нашим... Но суть верная.
— Да, согласна с Вами!
— В солнечный день на заросшей травой опушке гуляют мальчик и девочка. Они буквально затерялись в высокой-высокой траве. Зонтики белой сныти тянутся вверх, к небу, заботливо прикрывая головки детей от солнца и жары. И если бы вы мне не сказали, кто автор этой работы, я бы предположил, что это безусловно Шишкин.
— Ольга Антоновна Лагода училась у Ивана Ивановича Шишкина. Общее увлечение живописью, любовь к природе родного края сблизили двух художников. Ольга, как и её супруг, в своих работах воспевала самые, казалось бы, неприметные, заросшие, заброшенные лесные полянки. Её творческий путь был, увы, недолгим, художнице было чуть больше тридцати, когда она скончалась. Но оставила добрый след в истории -— несколько замечательных пейзажей.
— И всё-таки стиль её работы несколько иной, хотя и напоминает живопись Шишкина, насколько я могу судить.
— Вы верно подметили. В работах Ольги Лагоды более мягкие, размытые мазки, что создаёт ощущение прозрачности изображения. Обратите внимание на еловый лес на заднем плане картины. Лапы ветвей пушистые, ласковые, воздушные. Я бы сказала, в работах художницы прослеживается мягкость и душевность её характера.
— А я заметил, Маргарита Константиновна, что на картине «Девочка в траве» мы видим изображение будто бы снизу, вам не кажется?
— Какой вы внимательный, Александр Петрович! И это то, что роднит стиль художницы и её супруга. Она избирает любимый ракурс Шишкина — вплотную приближает взгляд зрителя к поверхности земли. И таким образом подчёркивает величие и непостижимость природы — творения Божьего...
— ...Частью которого является человек.
— Да, и это тоже сообщает нам автор с помощью художественных приёмов. Художница буквально вплетает детей в окружающее пространство, создавая таким образом ощущение полной гармонии и единства природы и человека.
— Той гармонии, в которой существовали до грехопадения Адам и Ева?
— Да, Александр Петрович. Как написано в Библии: «И сказал Бог: Да будет на земле человек, по образу и подобию Нашему, и пусть будет он хозяином на земле — и над рыбами, и над птицами, и над зверями. И сотворил Бог первого человека, и назвал его Адамом... И заповедал заботиться обо всём, что растёт на земле... И увидел Бог, что весьма хорошо на земле, которую Он создал...»
— Вот и мы с вами, Маргарита Константиновна, по слову Божьему, стараемся заботиться обо всём, что растёт на наших участках.
— Да, когда удаётся выбраться на дачу. Что ж пойду приводить мой садик в порядок!
— А я помогу вам, Маргарита Константиновна! Но, простите, небескорыстно. Обещайте мне, дорогая соседка, что в ближайшие дни мы с вами вместе сходим в Третьяковскую галерею. Хочется увидеть вживую пейзаж Ольги Лагоды-Шишкиной «Девочка в траве». Составите мне компанию?
— С большой радостью, Александр Петрович!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 48 зач., XXV, 13-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Римские императоры и государственные чиновники Римской империи — далеко не последние действующие лица Священного Писания Нового Завета. Невозможно пройти мимо личности Понтия Пилата и не заметить его роль в казни Спасителя мира. Равным образом невозможно не заметить и других представителей Римской империи, имена которых упоминает книга Деяний святых апостолов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 25-й главы этой книги, в нём рассказывается о роли чиновников Римской империи в судьбе апостола Павла, и, следовательно, в судьбе евангельского благовестия.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, сжалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Известен факт, что Римская империя была правовым государством. Конечно, не всегда удавалось права реализовывать, да и были они далеко не у всех, но факт остаётся фактом — Римская империя пыталась не забывать о законе. Именно это мы и видим в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний: судьба апостола Павла решалась римскими чиновниками в соответствии с действующим законом — «у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения» (Деян. 25:16). А далее мы услышали рассказ о том, как Фест осуществлял судейские функции, закончился же этот отрывок книги Деяний упоминанием, что все обвинения, предъявленные апостолу, сводились к спору о Воскресении Христовом.
Да, Фест абсолютно прав: в конечном итоге любая дискуссия с христианами придёт именно к этому вопросу. Мир можно разделить на два лагеря: на тех, кто верит в Христово Воскресение, и на тех, кто его отрицает. Из текста книги Деяний видно, что сам Фест относился ко второй категории людей, он не только не верил, но даже не пытался интересоваться сутью благовестия апостола Павла, на такое отношение Феста указывает прилагательное «какой-то», которое он применил ко Христу. Именно «каким-то» Спаситель оставался для абсолютного большинства римлян, и это неудивительно: кто станет всерьёз интересоваться междоусобными спорами представителей этнического меньшинства с границ империи?
В этой истории обращает на себя внимание то, как действует Бог. Он использует стремление римлян к законности и порядку ради того, чтобы апостол Павел оказался в Риме, у Павла там была миссия, о которой ему сказал Господь, эти слова Бога сохранились в 23-й главе книги Деяний: «Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11). Римляне, сами того не осознавая, выступают здесь в качестве инструмента промысла Божия. Если же они могут исполнять эту роль, то на их месте может оказаться кто угодно, однако для души такая роль принесёт пользу лишь в том случае, если человек добровольно соглашается исполнять волю Божию, а, значит, для него Христос не должен быть «каким-то», Христос для него должен быть Господом и Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер