
Второго сентября тысяча восемьсот двадцать седьмого года в итальянский город Турин въехал, подпрыгивая на брусчатке, пассажирский дилижанс из Милана. Он остановился возле городской больницы. Дверь экипажа открылась, и на землю спрыгнул мужчина средних лет. Он бережно снял со ступеней дилижанса свою жену, женщину с худым, испуганным лицом. Она куталась в тёплую шаль, прикрывая большой живот, и кусала губы от боли — прямо в дороге у неё начались родовые схватки. К тому же женщину лихорадило, у неё был сильный жар. Пятеро ребятишек — мал мала меньше — следом высыпавшие из кареты на мостовую, испуганно смотрели на мать.
Мужчина, осторожно поддерживая дрожащую от озноба жену и пытаясь не выпускать из поля зрения детей, вошёл в двери больницы.
— Помогите, Бога ради, моя жена больна и, кажется, рожает, — обратился он к строгой даме в белом чепце.
Дама смерила женщину взглядом и холодно ответила:
— У вашей жены лихорадка. А мы не допускаем в родильное отделение больных.
Весь день несчастная семья бродила по городу в поисках пристанища и помощи, пока, наконец, хозяин одной харчевни не согласился пустить их в свою конюшню. Женщина уже не могла держаться на ногах. «Священника!» — прошептала она помертвевшими губами, падая на застеленный соломой пол.
...Отец Джузеппе Коттоленго, настоятель богатого прихода в респектабельном районе Турина, сидел за вечерним чтением. Вдруг в дверь постучали.
— Падре, — раздался взволнованный голос слуги. — Вас зовут! Женщина в харчевне за углом умирает!
Отец Коттоленго подоспел как раз вовремя — через несколько минут отверженная людьми несчастная женщина скончалась. Ребёнок, которого она родила прямо здесь, на соломе, — девочка — тоже едва дышала. Священник едва успел окрестить бедное дитя, как оно последовало вслед за своей матерью. На обратном пути падре, едва сдерживая слёзы, твердил про себя: «Так не должно быть! Так не должно быть!»
А уже через несколько дней отец Коттоленго снял в центре города небольшое помещение, где на собственные средства открыл бесплатную больницу для бедняков. За четыре года её существования помощь там получили более двухсот больных. А потом городские власти принудили священника закрыть его маленький островок спасения под предлогом, что больница может послужить источником распространения инфекций. Но Джузеппе Коттоленго не сдался. Вскоре он снова открыл свою больницу, на сей раз — за городом. Теперь она была намного больше, и бедняки могли там не только лечиться, но и жить. А в старом здании клиники отец Джузеппе устроил бесплатный детский сад.
В новой больнице появились отделения для глухонемых, эпилептиков и даже неизлечимо больных. Только здесь говорили не «отделение», а — семья. И действительно, пациенты коттоленговской больницы чувствовали, что находятся среди родных. И даже называли клинику домом — Малым Домом Божественного Провидения.
Постепенно стараниями падре Джузеппе на окраине Турина вырос целый благотворительный городок, на поддержание которого охотно жертвовали деньги богатые и знатные люди. Один из них, приехав однажды в Малый Дом Божественного Провидения, спросил у отца Коттоленго: «Падре, Вы здесь главный?» Священник с улыбкой ответил: «О, нет, синьор! Главный здесь — Господь. И все те, кто приходят к нам больными, нагими и босыми. А я — лишь самый скромный их слуга».
Он служил несчастным и обездоленным на протяжении пятнадцати лет — с сорока до пятидесяти пяти, вплоть до самой своей смерти в тысяча восемьсот сорок втором году.
Все выпуски программы Имена милосердия
2 сентября. О почитании Божией Матери

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании Божьей Матери.
Дева Мария является Той, Которая выше всех ангелов и архангелов. Ангелы и архангелы там, где нас нет до нашей смерти. Мы не можем ссылаться на их пример, как реальный пример, исторический пример. А вот Дева Мария явила этот пример богоподобной жизни, пример, зафиксированный теми же самыми учениками-апостолами и вошедший в историческую память Церкви Божией.
Поэтому Дева Мария велика и тем, что родила Сына, Сына человеческого, Сына Божьего, воплотившегося через Неё в человеческое естество, но Она также велика и Своей жизнью, и особенно тем, как Она встречала и преодолевала те страшные страдания, которые, наверное, только мать может понять, которая видела страдания своих детей или которая была свидетелем смерти своего ребенка.
А большинству людей не понять ни глубины этого страдания, ни величайшей любви, которую явила Царица Небесная просто как мать, мать своего возлюбленного Сына.
И Господь прославил Свою Мать, Деву Марию, пречистую и благословенную. Прославил так, что во всех местах, где существует вера во Христа, где существует молитва, воспоминается Её преблагословенное имя.
И к Ней обращаются особые слова молитвы. В самые тяжёлые моменты жизни большинство из христиан молится Царице Небесной, и Она отвечает.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О личности Пророка Самуила

Сегодня 2 сентября. День памяти Пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О его личности — игумен Лука (Степанов).
Пророк Самуил был пятнадцатым в череде судей Израилевых, которые управляли народом, и он явился и последним среди них, уже уступив место управлению царями. Пророк Самуил родился по усердным молитвам его матери Анны, и потому имя его переводится как «испрошенный».
Его уже с трёхлетнего возраста оставили для воспитания при Скинии, и его попечителем и непосредственным наставником был пророк Илий — тот самый, кто пострадал за нечестие своих детей, а точнее, за то, что сам не оказывал достаточного попечения о благочестии своих чад. О том, что надлежит ему быть за это наказанным, предвозвестил ему ещё только взрослеющий Самуил.
И он же, этот самый пророк, установил — уже по требованию народа — царство. До тех пор, пока в Израиле не оскудело вовсе благочестие, то народ был управляем духовными вождями. Но пришло время — это совпало с годами жизни пророка Самуила, — вместо пророческого руководства поставить над Израилем царя.
И сначала неудачный Саул, а после него царь Давид, который, тем не менее, был Богом и Духом Святым помазан на это царство, и с него начались цари Израилевы.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 сентября. О выборе Христом Своих учеников

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Потом взошёл на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать».
О выборе Христом Своих учеников — священник Родион Петриков.
Христос поднимается на гору и призывает к себе тех, кого Сам избрал. Этот момент выбора удивителен: у Христа перед глазами целая толпа, которая ходит за Ним, множество лиц, и Он знает каждого по сердцу, однако призывает к себе отдельных людей, зовёт лично по имени.
Это говорит о том, что у Бога нет безликой массы. Для Него важен каждый конкретный человек, и Его призыв всегда адресный, глубоко личный. Он звучит, образно говоря, не на площади, а на горе, то есть в месте, куда нужно подняться от суеты мира, чтобы расслышать голос Бога внутри. И самое утешительное здесь — причина выбора. Он призвал к себе, кого Сам хотел. Не за заслуги, не за образование и не за безупречное прошлое.
Апостолы как раз доказали, что были далеки от идеала. Их избрали по велению любящего сердца Христа Спасителя. Это напоминание и для нас. Бог зовёт каждого из нас по имени. И вопрос, который мы должны задать себе сегодня, — услышим ли мы Его голос в тишине своего сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема