Есть ли жизнь на Марсе, ответить не берусь. А вот есть ли русские монахи в Северной Америке? На этот вопрос отвечу – конечно, есть. До 19 века русские, вообще, и русские монахи, в частности, проживали на североамериканском континенте в регионах, которые нам известны сегодня как Аляска и Калифорния.
После того, как Российская империя перестала данными регионами управлять и они перешли под полный контроль США почти все русские оттуда уехали. Однако же русское православие в Северной Америке не только не умерло, но и продолжило развиваться в начале 20 века благодаря стараниям епископа Тихона (Белавина), будущего Патриарха Всероссийского.
Он понял, что для обустройства полноценной церковной жизни в Америке необходимы не только приходы, но и монастыри. В итоге, в штате Пенсильвания появился монастырь св. Тихона. В 1928 году его монахи основали еще один мужской монастырь – обитель Святой Троицы в местечке Джорданвилль на расстоянии трех часов езды от Нью-Йорка.
Логично, что его насельниками первоначально являлись выходцы из монастыря св. Тихона. После Второй мировой в Джорданвилль из Европы приехали монахи братства Иова Почаевского, спасавшиеся от гонений коммунистов. Обитель при этом стала частью Русской Православной Церкви Заграницей.
Монастырь в Джорданвилле заставляет вас усомниться в реальности. Находясь в нем, вы с трудом верите, что находитесь в США. Стены обители буквально пропитаны русской церковной традицией. В 1948 году в ограде монастыря появилась семинария, где стали учиться будущие священники.
Семинария существует и сегодня. Курс обучения в ней продолжается четыре года. Первые два года занятия ведутся на английском языке, последние два - на русском. Таким образом, русские студенты могут в течение обучения выучить английский язык, а студенты-американцы – русский. А еще и познакомиться с русским богословием и богослужебной традицией.
У монастыря в Джорданвилле есть одна замечательная особенность. Семинаристы и монахи являются полноправными членами одной большой монастырской семьи. Студенты также, как и монахи ежедневно посещают утреннее богослужение и несут различные послушания.
На кухне работают все жители обители. Исключение не делается даже для игумена, начальника монастыря. Бывает - приходишь на кухню, а игумен там или стоит с половником, или моет тарелки. Редко, где сегодня можно увидеть такую демократию. Она добавляет атмосфере монастыря неповторимое своеобразие и теплоту.
Несколько лет назад в США был основан фонд помощи монастырю. Дело в том, что все здания обители сделаны из дерева и за годы существования сильно износились. Денег на обширную реставрацию у монахов не было. Но благодаря основанному фонду многое уже удалось сделать, чтобы сохранить в США этот островок русского православия.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема