
У Александра Сергеевича Пушкина есть стихотворение «Странник». Оно написано от лица человека, потерявшего жизненный ориентир и под тяжким бременем скорбей и страха вопрошающего, как жить дальше. Известно, что сюжет и детали этого произведения поэт взял из знаменитого на весь мир аллегорического романа английского писателя Джона Беньяна «Путь Паломника».
Роман был переведён более чем на двести языков. Не только Пушкин, но и многие другие писатели обращались за вдохновением к «Пути Паломника». Так, например, Уильям Теккерей отыскал в нём название для своего знаменитого романа «Ярмарка тщеславия»; некоторые сюжетные линии повторяли в своих произведениях Чарльз Диккенс и Джордж Оруэлл. А миллионы простых читателей по всему миру продолжают зачитываться этой книгой.
Что же делает её такой привлекательной? По-видимому, прежде всего — сам сюжет. Ведь «Путь паломника» — не что иное, как наша жизнь с её тяготами и вечным вопросом «Что делать?». А точнее, ответ на этот вопрос в виде масштабной, панорамной картины того, как проходя через многие препятствия, страхи, сомнения и преграды, человек может духовно совершенствоваться.
Написанный в жанре романа-притчи или романа-аллегории, «Путь Паломника» начинается с рассказа самого автора о том, как однажды, заснув, он увидел необыкновенный сон. Герой этого сна, человек по имени Пилигрим, спешит уйти из города Погибель в поисках вечной жизни. Он встречает Евангелиста, который указывает ему на сияющий вдалеке свет и направляет к нему через Тесные врата. Пройдя через них, можно достигнуть Небесного Града и там спастись от всех бед и горестей. Но дорога к Небесному Граду оказалась непростой: Паломнику пришлось пройти через Топь Уныния, преодолеть Гору Затруднения, устоять перед ненужными покупками на Ярмарке Суеты, пересечь Долину Унижения и побывать в плену в Крепости Сомнения.
Причудливо соединив в тексте библейскую притчу, рыцарский роман, юмореску, приключения и сказку, автор, создал произведение, ставшее книгой на все времена. Потому что каждый из нас живёт — а значит, идёт Путём Паломника, который проложил для многих Джон Беньян, оставив свой роман как карту и компас.
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема