Дворец из слоновой кости. Сегодня Самария - это область на территории Израиля. А двадцать девять веков назад так назывался город, столица Израильского царства. Библия повествует о царе Ахаве, правившем в Самарии в IX веке до Рождества Христова. Это был слабый, безвольный человек: в перечне царей Израильских после его имени обычно добавляют в скобках имя его жены Иезавели. Ее влияние на мужа было столь велико, что именно она обладала реальной властью в стране. Во времена правления Ахава и Изавели вновь расцвели языческие культы - Ваала и Астарты. «И делал Ахав, сын Амврия неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него», - говорится в Третьей книге царств.
В истории царя Ахава не было бы ничего необычного, если бы не одна деталь. Священное Писание сообщает нам, что царская чета жила в доме из слоновой кости. Возможно ли такое? Ведь слоновая кость в те далекие времена, как и сейчас, была драгоценным материалом. Из бивней слонов вырезали небольшие изящные украшения. Но как построить целый дворец?
Многие эксперты выказывали предположение, что «дом из слоновой кости» - это всего лишь поэтический образ. Однако в начале XX века все сомнения развеялись. В 30-х годах на территории древней Самарии под руинами более поздних зданий были найдены остатки сооружений, среди которых оказался и дворец Ахава. Раскопки проводила экспедиция Британской школы археологов под руководством Джона Уинтера Кроуфута.
Комментарий эксперта:
От дворца остался лишь фундамент, сложенный из идеально подогнанных друг к другу каменных блоков. В плане это типичный восточный дворец той эпохи: открытый двор и двухэтажное здание вокруг. Во дворе вырыт пруд площадью 50 кв. м. Но главное - в ходе раскопок были обнаружены обломки костяных облицовочных плиток, вырезанных древними мастерами. Стало ясно, что стены дворца Ахава не состояли целиком из слоновой кости, а были ею облицованы. Вот почему в Библии он называется «домом из слоновой кости».
Дворец сыграл роковую роль судьбе царской четы. Однажды Изавель задумала расширить территорию при дворце. Но её планам мешал виноградник, расположенный рядом и принадлежавший человеку по имени Навуфей. Ахав хотел выкупить виноградник у Навуфея, но тот отказался продать землю, доставшуюся ему от предков. И тогда Изавель решила оклеветать невиновного. По ее приказу Навуфей был несправедливо обвинен в том, что хулил Бога и царя. «И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер, - говорится в Третьей книге царств. - Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: встань, возьми во владение виноградник Навуфея, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер».
Узнав о гибели невинного виноградаря, пророк Илия обличил неправедного царя. «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?… На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и ТВОЮ кровь» – предрек Илия, и его пророчество сбылось. Царь Ахав был убит на войне. Когда его тело привезли во дворец, к колеснице сбежались собаки, чтобы слизать с нее пролившуюся царскую кровь.
Комментарий эксперта:
Находка Дворца доказала историчность событий, описанных в Священном Писании. Более того, она неожиданно помогла понять еще один библейский текст – книгу пророка Амоса, жившего столетием позже Ахава. Царский дворец в то время ещё существовал. Пророк Амос обличал тех, кто нежится на роскошных ложах и предрекал, что скоро «исчезнут домы с украшениями из слоновой кости». После раскопок в Самарии стало ясно, что эти слова относятся к двору царя Аахава.
Время неумолимо стирает города и царства. Их участь - служить фундаментом для будущих эпох. Вот и Дворец Ахава оказался под более поздними постройками времен расцвета Римской Империи. Свершилось то, о чем предупреждал пророк Амос. Но образ «дома из слоновой кости» жив и по сей день. Став символом безудержной роскоши, он на много веков пережил память о царе, по приказу которого был построен легендарный дворец.
«Экзотическое православие»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Наталия Лангаммер, а также настоятель храма священномучеников Власия и Харалампия в Братееве священник Роман Федотов делились светлыми историями о том, как непривычные для русского человека православные традиции другого народа сначала смущали или удивляли, но потом вдохновили и открыли какие-то интересные смыслы.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема












