
Ирина Собыленская
Духовная жизнь возможна в любых условиях, но мы часто забываем об этом и рисуем в голове идеальное место, идеальное окружение и условия для нее. Нам кажется, что правильная духовная жизнь возможна только при наличии большого количества свободного времени, при отсутствии проблем дома, на работе и в мире. Мы ждем, когда закончатся домашние дела и когда заснут дети, чтобы приступить к молитве. А дела все не заканчиваются, а дети все не спят. Пойти в храм нам мешает усталость, плохая погода и огромный список покупок. которые нужно совершить. Перед началом Рождественского поста я прочитала сообщение от знакомой: «В этот раз я не буду поститься, нет настроения и вообще все не так, как надо».
А, может быть, наоборот, когда лень, нет настроения, когда тревожно и неуютно, самое время обратиться к Богу? Вступить в пост, начать читать ежедневно Евангелие, достать с полки молитвослов? Господь поставил нас именно на том месте и в том времени, где мы можем принести Ему плоды верности и терпения. Но никто не потрудится над нашей душой кроме нас самих.
Каникулы от духовной жизни, от молитвы и поста, когда нет настроения — только вначале кажутся привлекательной идеей. Но через некоторое время понимаешь: как легко и быстро можно потерять то доброе, что с таким трудом приобреталось. Если раньше молитва с утра и перед сном была приятной традицией, то теперь не можешь себя заставить встать вовремя или находишь предлоги, чтобы быстрее лечь спать. Сначала стремишься следить за собой, за своими словами и отношениями с родными, но стоит дать слабину — и срываешься на крик снова и снова. И с каждым разом все сложнее сдерживаться, не хватает терпения, становишься духовным инвалидом, который не может управлять собственными эмоциями.
Сколько понадобится времени после таких «каникул», чтобы вернуться к изначальному состоянию духовной жизни? Одному Богу известно! И только с Божьей помощью возможно выбраться из этого плена плохого настроения и лени. И как бы нам порой не хотелось отдохнуть от молитв, богослужений и подвигов, не будет от этих «каникул» пользы, только вред.
Не будет идеальных условий для духовной жизни. Как только мы это осознаем, мы начнем воспринимать каждую минуту как возможность для общения с Богом. Причем не только в храме перед иконами, но и в непрестанной молитве внутри себя.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема