
Ирина Собыленская
Духовная жизнь возможна в любых условиях, но мы часто забываем об этом и рисуем в голове идеальное место, идеальное окружение и условия для нее. Нам кажется, что правильная духовная жизнь возможна только при наличии большого количества свободного времени, при отсутствии проблем дома, на работе и в мире. Мы ждем, когда закончатся домашние дела и когда заснут дети, чтобы приступить к молитве. А дела все не заканчиваются, а дети все не спят. Пойти в храм нам мешает усталость, плохая погода и огромный список покупок. которые нужно совершить. Перед началом Рождественского поста я прочитала сообщение от знакомой: «В этот раз я не буду поститься, нет настроения и вообще все не так, как надо».
А, может быть, наоборот, когда лень, нет настроения, когда тревожно и неуютно, самое время обратиться к Богу? Вступить в пост, начать читать ежедневно Евангелие, достать с полки молитвослов? Господь поставил нас именно на том месте и в том времени, где мы можем принести Ему плоды верности и терпения. Но никто не потрудится над нашей душой кроме нас самих.
Каникулы от духовной жизни, от молитвы и поста, когда нет настроения — только вначале кажутся привлекательной идеей. Но через некоторое время понимаешь: как легко и быстро можно потерять то доброе, что с таким трудом приобреталось. Если раньше молитва с утра и перед сном была приятной традицией, то теперь не можешь себя заставить встать вовремя или находишь предлоги, чтобы быстрее лечь спать. Сначала стремишься следить за собой, за своими словами и отношениями с родными, но стоит дать слабину — и срываешься на крик снова и снова. И с каждым разом все сложнее сдерживаться, не хватает терпения, становишься духовным инвалидом, который не может управлять собственными эмоциями.
Сколько понадобится времени после таких «каникул», чтобы вернуться к изначальному состоянию духовной жизни? Одному Богу известно! И только с Божьей помощью возможно выбраться из этого плена плохого настроения и лени. И как бы нам порой не хотелось отдохнуть от молитв, богослужений и подвигов, не будет от этих «каникул» пользы, только вред.
Не будет идеальных условий для духовной жизни. Как только мы это осознаем, мы начнем воспринимать каждую минуту как возможность для общения с Богом. Причем не только в храме перед иконами, но и в непрестанной молитве внутри себя.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







