Что лучше передаёт образ человека: живопись или фотография?
Портрет художника Фёдора Васильева написан с фотографической точностью, но, между тем, в этой картине есть и жизнь, и дух, и доброе расположение её автора — Ивана Крамского.

«Портрет художника Ф. А. Васильева», Иван Крамской, 1871 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Владимир Николаевич, добрый день! Рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад взаимно! Особенно в такую минуту, когда хочется поделиться впечатлениями! Вы только взгляните, какой портрет написал Иван Крамской — словно фотография! А между тем, это масляные краски на холсте.
— Да, портрет художника Фёдора Васильева и впрямь похож на старинный снимок. Такое впечатление возникает, потому что картина написана в монохромной технике. Видите, здесь использованы разные оттенки одного и того же цвета — коричневого.
— Интересно, Крамской специально решил отказаться от разнообразия палитры, чтоб добиться сходства с фотоотпечатком?
— Трудно сказать. Это 1871 год. Фотография в то время стремительно развивалась. И звучали суждения, что со временем она полностью заменит живопись в создании портретов. Иван Крамской знал об этом не понаслышке, поскольку четыре года работал ретушёром у фотографа. Вполне возможно, что он решил доказать: кисть художника точнее и глубже воспроизводит образ человека, чем фотографический аппарат.
— И как вы считаете, доказал?
— Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос. Вот что вы можете сказать о Фёдоре Васильеве, который изображён на портрете?
— Что сказать? Щёголь лет двадцати. Костюм-тройка, белоснежная рубашка, под воротником — чёрный бант. На жилете цепочка с украшением. При этом взгляд у молодого человека мягкий, проникновенный, участливый.
— Вы ухватили суть картины, Владимир Николаевич! Именно таким и был Фёдор Васильев. Он производил впечатление яркого франта. Изысканно одевался, в разговоре мог перейти на французский или немецкий, изящно употребить выражение на латыни. Прекрасно играл на фортепиано. Можно было подумать, что Васильев — богатый наследник княжеского рода. А между тем, он был сыном бедного петербургского канцелярского служащего. В пятнадцать лет потерял отца и взял на себя заботу о матери, сестре и двух младших братьях.
— Как же он о них заботился в таком юном возрасте?
— Помогать родителям Федор начал ещё раньше, лет с десяти. Будучи гимназистом, подрабатывал на почте — сортировал и разносил письма. При этом всегда находил время для рисования. В пятнадцать поступил в школу живописи при Академии художеств, работал там помощником реставратора.
— Неужели этого заработка хватало, чтоб и семью содержать, и одеваться франтом?
— Нет, конечно. Деньги у художника появились, когда его талант взял под опеку щедрый меценат, граф Строганов. Вращаясь в кругах своего покровителя, Фёдор быстро освоил языки, игру на фортепиано, светские манеры. Про Васильева говорили, что он обучался всему с невероятной лёгкостью — усваивал новое, как будто вспоминал забытое.
— Не испортила юношу богемная жизнь?
— По сути, его жизнь осталась прежней. Переняв внешний лоск, Фёдор не перестал быть тружеником. Каждую свободную минуту он посвящал творчеству. К двадцати годам достиг высочайшего уровня мастерства. Старшие коллеги, маститые художники, признавали, что у Васильева есть чему поучиться. Илья Репин заметил как-то, что у Фёдора есть особый талант — развиваться в лучшую сторону.
— И Крамской симпатизировал Васильеву, судя по этому портрету.
— О, да! Их связывала настоящая дружба, несмотря на разницу в возрасте в тринадцать лет. Иван Николаевич ценил в молодом художнике не только талантливого мастера с живой, кипучей натурой, но и человека глубоко чувствующего, способного заботиться о близких. И портрет Фёдора Васильева, что представлен в Третьяковской галерее, эти черты отражает.
— Не уверен, что фотография настолько же полно передала бы характер человека! Пожалуй, доказал Иван Крамской — фотоаппарат пасует перед кистью художника!
— Во всяком случае, когда эта кисть в руках одарённого человека, испытывающего добрые чувства к своей модели.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
14 сентября. О Радио ВЕРА

Сегодня 14 сентября. День рождения Радио ВЕРА.
О Радио ВЕРА — игумен Лука (Степанов).
Появление Радио ВЕРА — исполнение слов Господних: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всех языках». Очевидно, что именно возможность быть доступным на кухне, в транспорте, ушам и сердцам человеческим для Слова Божьего — это великое событие последних десятилетий.
Сколько чудесных минут молитвенных, сколько размышлений полезных, сколько воздыханий покаянных пробуждает это радио в наших соотечественниках, которые среди радиоволн многообразных и, как правило, развлекающих, натыкаются на те волны, источником которых является сам Создатель мира и Спаситель наш.
Так что Радио ВЕРА, 11 лет назад зазвучавшее в нашем эфире, — это приближение Слова Божьего к сердцам соотечественников, а значит, приумножение и спасающихся.
Потому наши с вами, дорогие радиослушатели, молитвы должны быть непрестанны о тех, кто делает это радио, кто делает возможным нам и среди путей нашей жизни назидаться и укрепляться в православной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Вступая в церковное новолетие, мы можем обратить пристальное внимание на то, как устроен вообще церковный календарь. Каждый день церковного календаря посвящён тому или иному святому или нескольким святым. И в обиходе православного христианина, наряду с совершением келейного правила, утреннего и вечернего, может быть ознакомление с житиями тех или иных святых, которые празднуются в этот день.
Также за богослужением ежедневно прочитываются отрывки из Священного Писания, как из Евангелия, так и из апостольских посланий. Эти отрывки также можно читать дома.
Имея перед своим мысленным и физическим взором православный церковный календарь, мы можем более грамотно и более полно выстраивать свою внутреннюю, келейную, домашнюю, молитвенную жизни. И церковный календарь имеет огромное значение в выстроении внутренней духовной жизни православного христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Юлия Николаевна Вознесенская, в девичестве Тараповская, стала одним из самых ярких православных прозаиков нашего времени. Её книги никого не оставляли равнодушными — их любили и критиковали. Однако сегодня уже очевидно, что произведения Юлии Вознесенской заставили задуматься о жизни и прийти к вере многих людей.
Писательница родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино и была активной участницей ленинградской неформальной культуры. В 1973 году приняла крещение. После ссылки и лагерей за антисоветскую пропаганду в 1980 году Вознесенская эмигрировала вместе с двумя сыновьями в Германию.
В 90-х годах жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там, по благословению игуменьи Афанасии, написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения», ставшую одной из самых популярных книг писательницы. Кроме этого произведения, Вознесенская опубликовала романы «Путь Кассандры», «Утоли мои печали», «Паломничество Ланселота».
Поздние произведения Вознесенской часто называют христианским или православным фэнтези, в которых захватывающий сюжетный вымысел наполнен глубоким духовным нравоучением. В последние годы жизни Юлия Николаевна была активным волонтёром-публицистом нескольких антикризисных сайтов, утешавших людей в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Её публикации помогли множеству людей вновь обрести веру и опору в жизни.
Юлия Николаевна Вознесенская отошла ко Господу 20 февраля 2015 года.
Все выпуски программы Актуальная тема