Что лучше передаёт образ человека: живопись или фотография?
Портрет художника Фёдора Васильева написан с фотографической точностью, но, между тем, в этой картине есть и жизнь, и дух, и доброе расположение её автора — Ивана Крамского.

«Портрет художника Ф. А. Васильева», Иван Крамской, 1871 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Владимир Николаевич, добрый день! Рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад взаимно! Особенно в такую минуту, когда хочется поделиться впечатлениями! Вы только взгляните, какой портрет написал Иван Крамской — словно фотография! А между тем, это масляные краски на холсте.
— Да, портрет художника Фёдора Васильева и впрямь похож на старинный снимок. Такое впечатление возникает, потому что картина написана в монохромной технике. Видите, здесь использованы разные оттенки одного и того же цвета — коричневого.
— Интересно, Крамской специально решил отказаться от разнообразия палитры, чтоб добиться сходства с фотоотпечатком?
— Трудно сказать. Это 1871 год. Фотография в то время стремительно развивалась. И звучали суждения, что со временем она полностью заменит живопись в создании портретов. Иван Крамской знал об этом не понаслышке, поскольку четыре года работал ретушёром у фотографа. Вполне возможно, что он решил доказать: кисть художника точнее и глубже воспроизводит образ человека, чем фотографический аппарат.
— И как вы считаете, доказал?
— Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос. Вот что вы можете сказать о Фёдоре Васильеве, который изображён на портрете?
— Что сказать? Щёголь лет двадцати. Костюм-тройка, белоснежная рубашка, под воротником — чёрный бант. На жилете цепочка с украшением. При этом взгляд у молодого человека мягкий, проникновенный, участливый.
— Вы ухватили суть картины, Владимир Николаевич! Именно таким и был Фёдор Васильев. Он производил впечатление яркого франта. Изысканно одевался, в разговоре мог перейти на французский или немецкий, изящно употребить выражение на латыни. Прекрасно играл на фортепиано. Можно было подумать, что Васильев — богатый наследник княжеского рода. А между тем, он был сыном бедного петербургского канцелярского служащего. В пятнадцать лет потерял отца и взял на себя заботу о матери, сестре и двух младших братьях.
— Как же он о них заботился в таком юном возрасте?
— Помогать родителям Федор начал ещё раньше, лет с десяти. Будучи гимназистом, подрабатывал на почте — сортировал и разносил письма. При этом всегда находил время для рисования. В пятнадцать поступил в школу живописи при Академии художеств, работал там помощником реставратора.
— Неужели этого заработка хватало, чтоб и семью содержать, и одеваться франтом?
— Нет, конечно. Деньги у художника появились, когда его талант взял под опеку щедрый меценат, граф Строганов. Вращаясь в кругах своего покровителя, Фёдор быстро освоил языки, игру на фортепиано, светские манеры. Про Васильева говорили, что он обучался всему с невероятной лёгкостью — усваивал новое, как будто вспоминал забытое.
— Не испортила юношу богемная жизнь?
— По сути, его жизнь осталась прежней. Переняв внешний лоск, Фёдор не перестал быть тружеником. Каждую свободную минуту он посвящал творчеству. К двадцати годам достиг высочайшего уровня мастерства. Старшие коллеги, маститые художники, признавали, что у Васильева есть чему поучиться. Илья Репин заметил как-то, что у Фёдора есть особый талант — развиваться в лучшую сторону.
— И Крамской симпатизировал Васильеву, судя по этому портрету.
— О, да! Их связывала настоящая дружба, несмотря на разницу в возрасте в тринадцать лет. Иван Николаевич ценил в молодом художнике не только талантливого мастера с живой, кипучей натурой, но и человека глубоко чувствующего, способного заботиться о близких. И портрет Фёдора Васильева, что представлен в Третьяковской галерее, эти черты отражает.
— Не уверен, что фотография настолько же полно передала бы характер человека! Пожалуй, доказал Иван Крамской — фотоаппарат пасует перед кистью художника!
— Во всяком случае, когда эта кисть в руках одарённого человека, испытывающего добрые чувства к своей модели.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема