У Сергея Довлатов в сборнике «Соло на ундервуде» есть такие слова: «Легко не красть. Тем более — не убивать. Легко не вожделеть жены своего ближнего. Куда труднее — не судить. Может быть, это и есть самое трудное в христианстве. Именно потому, что греховность тут неощутима. Подумаешь — не суди. А между тем, «не суди» — это целая философия». Конец цитаты.
Трудно не согласиться с Довлатовым. Ведь и вправду: каково это — не судить? И смежный вопрос: каково— не осуждать? Речь не о постижении высокой истины, речь о практике: ну ведь и не захочешь — а все равно осудишь. Само с языка сорвется. Как спичка, вспыхнешь по малейшему поводу. Будешь заставлять себя, напоминать, будешь давать себе зарок: «Всё — с этой секунды не раздражаюсь». Но кто-то бросит неаккуратную фразу — и как не было никакого смирения, никакой попытки даже...
Лишь однажды я переживал состояние, в котором осуждать конкретного, сидящего перед тобой человека — не захотелось. Это состояние было связано с молитвой, с особыми постными днями, с ощущением особой тихой длящейся радости. Внутри было так хорошо и светло, что когда вся ситуация располагала к тому, чтобы подумать и сказать: «Друг, ты неправ» — говорить этого не захотелось. Даже думать этого не захотелось. То, где я раньше вспыхнул бы как спичка, сейчас не вызвало вовсе никакой негативной реакции. К сожалению, было это, повторюсь, лишь однажды…
Как-то я об этом рассказал. И услышал чей-то сочувственный комментарий: «Да, знакомо, бывает такое состояние внутреннего эмоционального равновесия, некой блаженной отрешенности…»
И в этот момент — пронзило! Нет, это не отрешенность. Более того, это нечто прямо противоположное ей. И разница эта для христианина настолько важна, что невозможно об этом не сказать.
Об этом постоянно напоминают святые. Помните, знаменитая фраза преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, храни в сердце мир. Об этом же мирном духе много говорит, например, преподобный Силуан Афонский — цитирую: «Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял». Конец цитаты. «Свой» — ключевое слово. Какая точная взаимосвязь: осуждаешь другого и не ему хуже делаешь — себе. Свой мирный дух, свою внутреннюю радость теряешь. Непреложный закон духовной жизни.
Но разве можем мы увидеть в том же батюшке Серафиме —отрешенность? Разве в ней выразился у него мирный дух? Ведь человек в состоянии этакой блаженной отрешенности равнодушен ко всему. Он не только на раздражитель не среагирует — он не среагирует вообще ни на что. Ему ничто неинтересно. Но вот батюшка Серафим каждого пришедшего встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе». Представляете — незнакомцу, зашедшему в келью, сказать: «Радость моя…» Какая уж тут отрешенность? Какая уж тот незаинтересованность? Это что-то противоположное. Это — любовь к человеку, вот к этому человеку. А это и есть не-осуждение. Это, если угодно, активная позиция, а не пассивная. Это положительная мотивация, а не отрицательная. И в этом, вероятно, вся разница.
Психологи часто учат сохранять внутреннее эмоциональное равновесие. Дело важное, кто бы спорил. Вот только если выражается оно в блаженной отрешенности, то это — уход от розни мира сего. Мирный же дух — победа над ней. Первое имеет косвенное отношение к не-осуждению. Второе — является не-осуждением по своей сути.
Вот поэтому мне кажется, что состояние внутреннего эмоционального равновесия— не синоним мирного духа. В такой отрешенности — слишком много зыбкого, неустойчивого, потому что — слишком человеческого. Тронь чуть-чуть — и рассыплется. Но мирный дух, учат святые, не может быть ничем иным, кроме как действием Самого Творца в сердце своего творения. И потому те, кто принял весть о мирном духе, построили цивилизацию, которая стоит уже две тысячи лет. И человек получил возможность мирным духом выиграть, вероятно, самую тяжелую битву в своей жизни — битву с самим собой.
А значит, получил шанс опытно ответить на довлатовский вопрос: «Каково это — не осуждать?»
«О тех, кого помню и люблю»

«О тех, кого помню и люблю». Россия, режиссёры Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко
— Здравствуйте, товарищи!
— Здравствуйте.
— Вот ваш командир и наставник, младший лейтенант Васильев. Его приказы вы должны выполнять чётко и беспрекословно. Как того и требует воинская дисциплина. Действуйте, товарищ Васильев!
Неожиданную должность получил младший лейтенант Егор Васильев в 1942-м году, после возвращения на фронт из госпиталя, где находился по ранению. Его назначили командиром сапёрного батальона. Но не обычного, а женского! И вот перед Васильевым в нестройной шеренге — его новые подопечные. Девушки-добровольцы из блокадного Ленинграда. Они пока ещё в штатской одежде, кто-то даже с модными серёжками в ушах. Но командир строг и требователен. Заявляет сходу: в армии — никаких поблажек, даже для женщин! Но в глубине души задаётся вопросом: откуда в этих хрупких созданиях такая сила духа? Что побудило их, переживших блокадную зиму, стать солдатами Великой Отечественной? Сапёрами, которые, как известно, ошибаются один раз в жизни...
На этот вопрос отвечает кинофильм «О тех, кого помню и люблю», снятый в 1973 году режиссёрами Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко. Фильм снят на студии «Ленфильм». В основу картины легла документальная повесть писателей-фронтовиков Петра Заводчикова и Сергея Самойлова «Девичья команда». Произведение посвящено 34-му отдельному инженерному женскому сапёрному батальону, который в 1943-м году был сформирован на Ленинградском фронте. По данным журнала «Советский экран» в год выхода ленты в прокат её посмотрел 31 миллион кинозрителей. И всё же она по каким-то причинам осталась в тени таких, например, знаменитых военных драм, как «В бой идут одни старики» или «А зори здесь тихие». Тем не менее, фильм «О тех, кого помню и люблю» безо всяких сомнений можно поставить в один ряд с этими бессмертными киношедеврами. Тихо и светло рассказывает он о подвиге, стойкости и внутренней силе тех, кого обычно принято называть слабой половиной человечества.
На наших глазах девушки-сапёры проживают жизнь в реалиях войны — горькую, полную потерь и лишений. Чего стоит, к примеру, эпизод фронтовой свадьбы одной из героинь, Кати Меньшиковой. С супругом, солдатом из батальона, стоявшего по соседству, они успели только расписаться — и он уехал на передовую. В блиндаже, за импровизированным праздничным столом, невеста принимала поздравления боевых товарищей одна. И не знала, увидит ли мужа когда-нибудь снова. И всё же, несмотря на это, режиссёры фильма «О тех, кого помню и люблю», Наталья Трощенко и Анатолий Вехотко показали нам фильм, наполненный человеческой теплотой. А ещё — надеждой. В одном из эпизодов картины женский сапёрный батальон разминирует деревенские поля. После выполнения задания помощник командира, Зина Горюнова, разговаривает с местными женщинами, которые собрались на кладбище.
— Тёть Маш, а у вас престольный праздник что ли?
— Ты про этих? Это наши солдатки. Они похоронки получили, а могилы неизвестно, где. Им охота погоревать, поплакать вместе со всеми.
— Вы меня простите, бабы, может, я не в своё дело лезу... Зачем же вы? Война ещё не кончилась. Всякое может случиться. Зачем же вы... Может, вы живых поминаете.
— Я им тоже говорила. Меня не слушаете, хоть девушку военную послушайте.
— А ты, может, что знаешь, милая? Скажи, не томи.
— Да что ж я знаю-то? Я знаю, что ждать нужно, бабы. До самого конца.
До самого конца пройдут Великую Отечественную хрупкие девушки из сапёрного батальона. А рядом с ними — их командир, лейтенант Васильев, честный, добрый, мужественный человек. Эту роль не просто исполнил, а прожил всем сердцем, актёр Валерий Золотухин. Глазами его героя мы будем смотреть на происходящее, болеть душой за каждую из девушек. И всё же, не только о том, что у войны — не женское лицо, картина Натальи Трощенко и Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Прежде всего, она о теплоте, заботе, товариществе, самопожертвовании — обо всех лучших качествах человеческой души, благодаря которым стала возможна Великая Победа.
Липецк. (путешествие по городу)

Город Липецк находится в северной части Центрально-Чернозёмного района России. Эти места, расположенные вдоль русла реки Дон, ещё называют Верхним Подоньем. Здешние жители ещё в двенадцатом веке исповедовали православие. В Липецке и его окрестностях сохранились пещеры, в которых, по данным археологов, совершались богослужения в то далёкое время. Однако, к четырнадцатому столетию ордынские набеги превратили Верхнее Подонье в безлюдное Дикое поле. Спустя три века оно стало частью Белгородской засечной черты, созданной для защиты южных границ России. Тогда же на реке Липовка в районе современного Липецка началась разработка месторождений железной руды. В 1703 году здесь открылись Липские железоделательные заводы. Вокруг них образовалось селение, которое в 1779 году получило статус города с названием Липецк. Он развивался ещё и как курорт с железистыми минеральными источниками. К началу двадцатого века здесь работали больницы, несколько училищ и библиотек, действовало двенадцать церквей. После революции 1917 года богослужения продолжали совершаться лишь в двух липецких храмах. А в конце двадцатого века настало время возрождения духовности и над городом вновь засияли многочисленные купола с крестами. Сегодня Липецк — центр православной епархии.
Радио ВЕРА в Липецке можно слушать на частоте 97,9 FM
20 июля. О власти Христа прощать грехи

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: — встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
О власти Христа прощать грехи — диакон Сергий Кульпинов.
Господь здесь специально акцентирует внимание на том, что Он исцеляет человека, который был парализован. Потому что если бы Он просто сказал: «Прощаются тебе твои грехи», — то окружающие восприняли бы это просто как пустые слова, которые ничего не значат.
Господь же убедительно показывает, что Он действительно совершенный Бог, совершенный Человек, что Он действительно Сын Божий, тем самым, что Он — Законодатель этого мира. Он является Творцом мира, и поэтому Он может менять его законы.
Господь нам дал законы этого мира. Эти законы познаваемы, что важно. То есть мы знаем закономерности этого мира. Но при этом Господь всегда даёт нам возможность обращаться к Нему, молиться и просить о ниспослании чуда. То есть Господь как Законодатель может менять законы нашего мира и творить чудеса.
Это очень важно, чтобы мы об этом помнили, чтобы мы всегда имели надежду на то, что те законы, которые мы знаем, могут измениться, если мы будем молиться, если мы будем обращаться за этим к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема