
Меня в детстве воспитывали строго. Нет слова «хочу» есть слово «надо». Всего сама добьешься, всё сама сможешь! И я привыкла всё делать сама. Полагаться только на себя. Пока звучит неплохо, но эта самостоятельность не очень хорошо сказывалась на моей семейной жизни, когда мы с мужем только поженились. Я слишком много старалась делать сама, невольно обесценивая старания и умения мужа.
Надо сказать, что у моего мужа золотые руки: может и мебель собрать, и машину починить, и огород на даче вскопать и много-много всего руками сделать великолепно!
Замечательно ведь, живи и радуйся, но вот моё «я сама» продолжало оставаться причиной наших частых конфликтов. Пока однажды Господь не преподал мне урок.
Это произошло в дороге. Мы всей семьей поехали в путешествие на машине. Водить умеем оба, поэтому в дороге мы с мужем менялись. Муж проедет часа три, потом я еду час, потом опять он три, я опять час. И у меня в голове стала скрести мысль: «Подождите, почему я час? Неужели я хуже? Неужели я не могу проехать столько же?» — подумала я, и полная решимости, села за руль с намерением ровно три часа не уступать его мужу.
Прошел час. Я начала чувствовать, что мое внимание становится более рассеянным, начинает болеть поясница. И вряд ли я смогу дальше безопасно вести машину. Состязаться с мужем бесполезно, нужно признать, что я слабее.
С чувством досады и обиды от проигрыша в состязании, которое я придумала себе сама, я села на пассажирское сидение.
«Я слабее... слабее чем муж, менее сосредоточена, менее вынослива» — крутилось в голове. Господи, ну почему так? И на ум пришла простой и важный ответ: «Я — женщина. Может быть это нормально быть слабее? Да, не все я способна делать сама. Это не страшно — довериться мужу как главе нашей семьи. Это прекрасно!»
Я могу расслабиться и смотреть в окно, пока мой муж держит штурвал, ну или просто руль машины — везёт нас с дочкой в место назначения.
Такие очевидные вещи, но мне так сложно было их принять, сложно уступить, сложно быть за мужем, а не рядом с ним или перед ним.
Та поездка на многое в жизни открыла глаза и помогла очень многое изменить в нашей семье в лучшую сторону. Я всё чаще и чаще начала отвечать мужу: «Как скажешь!» или «как считаешь нужным» и мир не рухнул, а наоборот стал только лучше! Я так благодарна Богу за уроки мудрости, которые он посылает мне в самые необычные моменты моей жизни.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема