
На заре своего воцерковления меня возмущала строка в Евангелии: «Враги человеку домашние его».
Как так-то? — негодовала я. Это самые близкие, самые родные. Те, кто желает мне только добра. Какие же они враги?
Но вместе с духовным опытом пришло и духовное прозрение.
Я вспомнила, как воцерковлялась моя мама. Она первой стала ходить в храм, поститься, молиться. Я тогда была далека от этого. Как же меня раздражало, когда мама рано вставала в воскресенье на службу. Ведь, собираясь, она будила и меня. А мне так хотелось поспать в свой единственный выходной.
Или когда она молилась перед приемом пищи. Меня буквально выворачивало наизнанку. Хотя, что в этом такого? Молится человек, пусть молится. Но нет. Я даже не пыталась скрыть своего раздражения.
Или ещё когда мама благословляла меня в дорогу. Меня просто трясло. Вспомнить страшно.
У нас было много ссор на этот предмет. Отношения портились. Разве я не была ей врагом в то время?
Откуда столько нетерпимости и агрессивной несдержанности? Ведь по натуре мне эти качества несвойственны. Так активно я не протестовала ни в каких ситуациях.
Много позже, когда я сама пришла к вере, тоже оказалась в положении моей мамы. Я приехала на юбилей к своему дальнему родственнику. Он — бывший военный, человек строгих правил и твёрдого характера. Прежде мы не касались темы Бога и Церкви. Я не знала его позиции.
Садясь за праздничный стол, я по привычке полушёпотом произнесла: «Господи, благослови». Юбиляр даже с места подскочил. Крикнул не своим голосом: «Отставить религиозную пропаганду». В такой ярости я его ещё не видела.
Помятуя свой опыт такой же реакции, не обиделась. Слава Богу, он ограничился этой вспышкой гнева. И после короткой неловкой паузы мы проложили празднование дня рождения.
В конце вечера он подошёл ко мне и стал убеждать, что моя религиозность временное явление. Говорил, что сила в науке и прочее в таком духе. Я слушала молча. А чего спорить? По себе знала, что это бесполезно.
Простились мы на доброй ноте. Каждый остался при своём.
Общались редко. Поэтому даже не знаю, в какой момент он пришёл к Богу. А так как детей и внуков он воспитывал по своим научным соображениям, ему тоже пришлось выслушивать свои же аргументы против религии, только из их уст.
Вот такая цепочка получается. Как знать, возможно, кто-то из его потомков тоже придёт в Церковь и тоже будет защищаться от своих домашних.
А я все думаю и не могу понять — почему? Почему самые близкие становятся самыми опасными? Ведь в семье каждый должен любить и поддерживать другого.
Что же делать? Мой ответ такой: нам, верующим — обращаться к Евангелию, искать ответы Там. Взывать к Господу за помощью. Молиться святым о вразумлении и не ближних, а нас самих. Чтобы нам не стать врагами своим родным, которые пока не ведают, что творят, препятствуя нашей жизни с Богом.
В моей любимой молитве Оптинских старцев есть слова: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая».
Вот что должно нами руководить! Не желание навести порядок в чужой жизни. А страх негативно на неё повлиять. Даже из лучших побуждений.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О заступничестве Божьей Матери

Сегодня 20 октября. Церковь чтит Псково-Печерскую Икону Божией Матери «Умиление», явленную в 1524 году.
О заступничестве Божьей Матери — священник Захарий Савельев.
Псков являлся нашим неким форпостом западного края Руси. Именно поэтому сам образ Пресвятой Богородицы не раз был явлен милостью Божию во времена захватчиков с Запада.
Когда во времена нашествия Наполеона был осаждён Полоцк, псковичи боялись нашествия иноземцев и особенно усердно молились Божией Матери, спрашивая у неё заступничества. В 1581 году Стефан Баторий, пытавшийся осадить Псков, потерпел поражение, и православная традиция относится к молитвенному заступничеству Божией Матери, которое было явлено через эту чудотворную икону.
Так Господь устроил, что и этот чудотворный лик, находящийся в стенах Псково-Печерской обители, уцелел и в эпоху лихолетья XX века. Как мы с вами знаем, Псково-Печерский монастырь не закрывался во время Великой Отечественной войны и во время революции ни на один день.
И эта духовная преемственность позволила особенно сохраниться образу Божией Матери, который, как я уже сказал, находится в этом монастыре, и огромное количество паломников на протяжении уже нескольких веков притекают к образу Божией Матери, чтобы поклониться ей и спросить духовного заступничества.
Все выпуски программы Актуальная тема