Псалом 1. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 1. Богослужебные чтения

Псалом 1. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас не хотел бы обрести блаженство? Думаю, так или иначе все мы к нему стремимся. Другое дело, что умный человек всегда спросит: какова у этого состояния цена? И что необходимо сделать, чтобы его достичь? Ответить на эти вопросы помогает 1-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Псалом 1.

Псалом Давида.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Иногда люди приходят в храм с простым и ясно сформулированным вопросом: как жить, чтобы стать счастливым? Надо сказать, что происходит это нечасто, потому что большинство из нас уверено, что мы и сами знаем ответ на этот вопрос. Нам кажется, что надо ещё немного почитать, послушать, посмотреть, уточнить и всё получится. Нам просто мешают: плохие люди, неудачные обстоятельства, наследие предков... Но что мы знаем на самом деле? Мы знаем массу концепций, взглядов, вариантов... Мы можем рассуждать о каждом из них, но не верим ни в один из них по-настоящему. Мы ссылаемся на трудности, хотя на самом деле путь к блаженству начинается до всяких внешних трудностей.

Прозвучавший сейчас псалом, которым открывается одна из самых известных книг Библии Псалтирь, начинается как раз со слов о блаженстве. И первой ступенью на пути к этому блаженству оказывается отказ от нечестивой и греховной жизни, от того, чтобы быть частью горделивого и кощунственного собрания. Последнее уточнение очень важно, потому что Давид не говорит о разрыве любого общения с грешниками, но о том, что нельзя сознательно входить в их круг. И речь, конечно, не о тех невольных и повседневных немощах, в которые мы впадаем и о которых просим прощения ежедневно. Речь о людях, которые сознательно идут по пути греха и развращённости. Человек, который хочет быть блажен, не должен быть причастен к их кругу. И если мы осознаём, что мы живём в грехе, нам также стоит осознать, что нет ничего, что помешало бы нам больше его не совершать. Для нас не должно быть важно ни мнение друзей, ни мнение партнёров по бизнесу или коллег по работе. Они могут иметь любое мнение. Но единственное, что на самом деле оказывается важным, — наш собственный выбор. Ведь мы в любой момент можем решительно отказаться от сознательного противления Божией воле, от того, чтобы идти против совести.

Второй ступенью к блаженству Давид называет укоренение воли человеческой в Законе Господнем. Жизнь такого человека сопровождается постоянной внутренней работой, он размышляет о том, как наилучшим образом исполнить волю Божию в мире. Но здесь может возникнуть вопрос: кто или что может помешать нам на этом пути? Кто может запретить нам думать о Творце и Его замысле? Кто может остановить в желании правды? Какие обстоятельства помешают праведнику стремиться к праведности? И снова же при честном рассуждении мы дадим тот же ответ: никто кроме нас самих.

Какова же цена блаженства? Она не может быть посчитана объективно и зависит от того, как мы внутренне относимся к Богу, к себе и к миру. Если признаём Господа Творцом, если любим Его заповеди, если согласны с Ним в Его желании наполнить мир любовью и искоренить зло, цена не высока, потому что мы не будем печалиться, расставаясь с греховными привычками, не будем переживать о ещё не пройденных путях нечестия. Напротив, мы с радостью припадём к источникам Божией правды и будем, пусть даже медленно и с трудом, наполнять свою жизнь присутствием Господа.


Псалом 1. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 1. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем