Очень люблю, когда люди заходят в церковь не за какой-то деловой надобностью, а просто поговорить со священником. Вот и на днях – приходила девушка, у неё через плечо висела сумка, а в сумке сидел большой рыжий кот. Девушка немного робела, опасалась, прилично ли находиться на территории храма с котом, а что думал по этому поводу кот – неизвестно, он смирно дремал в сумке и благодушно жмурился. И конечно, разговор у нас не мог не свернуть на тему домашних любимцев…
По каким бы национальным, политическим, религиозным признакам ни делились люди, издавна они делятся еще и по тому, каких именно любят домашних животных, например - на кошатников и собачников. И это деление – из тех, которые я только приветствую. Оно совсем не агрессивно, любители котов не идут войной на любителей собак, а вполне мирно уживаются рядом. Зайдем, например, в социальные сети интернета. Иной раз, знаете, страшно и тошно бывает читать все то, что пишут на форумах и в комментариях – сколько вражды, взаимного осуждения и оскорбления, сколько утонченного взаимоиздевательства под видом иронии, сколько грязи под видом «праведного гнева» изливается пользователями друг на друга из-за расхождений во взглядах на политику, религию, события общественной жизни!... А как в интернете опознать человека мирного, незлобивого, стремящегося удалиться от «горячих точек» и вражды? Правильно: такой человек, как это называется, «постит котиков». То есть его страница в фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) или Живом журнале заполнена фотографиями его домашних любимцев, забавными или грустными рассказами из их жизни, и если где-то в комментариях и разгорается горячий спор, то разве что о том, какой корм предпочтительнее или какому доктору лучше показать заболевшего мохнатого домочадца…
Меня как священника иногда спрашивают про отношение Церкви к домашним животным. Конечно, животное – не человек. Но и животные не обойдены вниманием Церкви: у нас на Руси издавна в день святых целителей Флора и Лавра крестьяне молились о своей домашней скотине, о ее здравии и плодовитости, а на Западе даже есть особый день, когда прихожане приносят своих домашних питомцев в храм для благословения. А я иногда думаю так: может быть, наши Мурзики и Шарики – потомки тех животных, которые были верны Адаму и не оставили его, когда он покинул рай … Домашние животные даны нам не зря. Своими качествами – простотой, верностью, незлобивостью, благодарным принятием самых малых благ – они напоминают нам о том, что мы, люди, утратили…
У нас дома всегда жили коты. Одного из них звали Лукас, он прожил с нами двадцать лет. И, когда Лукас умер, я посвятил ему стихотворение:
ПАМЯТИ КОТА
Вот, эти
Наши ближние, которых мы возлюбили как самих себя,
Покидают нас, оставляя нам нас самих.
Возвращаются в вечное лоно.
Всё, всё своё они забирают с собой:
Булатное отточенное смиренье,
Бриллиантовую верность,
Золотую лень,
Пламенную настойчивость,
Червленое серебряное лукавство.
Память, шерстяная, потёртая, серая,
Севшая от употребления, потерявшая форму и размер,
Рваная кое-где (заштопать, немного поносить),
Но пока ещё тёплая, - хоть это мы успели оставить себе.
Закутавшись до плеч, мы не спим,
Сидим и сидим с тобой на крыльце,
Молчим,
Смотрим, задрав головы, им вслед,
В невероятную бездонную ночь,
В которой мерцают зеленоватой надеждой
Линии их жизней на подушечках лап…
Девушка, пришедшая в храм с котом, получила ответы на свои вопросы и ушла. Кот за это время так и не просыпался - видимо, привык путешествовать в сумке со своей хозяйкой. А я глядел им вслед и думал вот о чем: конечно, я не знаю, придет ли она в храм еще раз, в поисках Христа. Но уверен: большая любовь к людям и Богу начинается, наверное, вот с этой малой любви - любви к своим домашним питомцам, с ответственности и заботы о «малых сих».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер