Керамическая посуда, античные колонны, древние надписи – то, что обнаружили археологи, искавшие доказательств существования в начале нашей эры города Назарета и свидетельств подлинности так называемого Дома Божьей Матери. Дома, в котором до выхода на проповедь жил Иисус Христос.
Иосиф Флавий, еврейский историк, живший в I веке по Рождестве Христовом, ни в одном из своих произведений не упоминает Назарет. Не встречается населённый пункт с таким названием и в составленном им списке из 204 городов Галилеи, в который вошли даже небольшие деревушки. Этот факт очень любили использовать критики, доказывая неисторичность Евангелий. Не могла же Мария, а затем и Христос, жить в городе, которого нет!
Скептическое отношение к Назарету, сохранялось долго. Пока в 1956 году на территории, где собирались возвести современный храм Благовещения, не начала работу археологическая экспедиция под руководством францисканского монаха Беллармино Багатти.
Комментарий эксперта:
"Результаты раскопок дают возможность утверждать, что здесь, уже со второй половины бронзового века находилось селение, а многочисленные хранилища для винограда и зёрен дают нам возможность предположить, что его обитатели были земледельцами. Здесь обнаружены и развалины здания, относящегося к началу I века новой эры. Особенности найденной в нём керамики свидетельствуют, что в доме проживали иудеи. Таким образом, археология подтверждает евангельское повествование, что во времена Иисуса Христа Назарет существовал и был заселён евреями".
Перед началом строительства современного собора Благовещения монах Беллармино Багатти обнаружил фрагменты храмов разных эпох, каждый из которых включал в себя элементы предыдущего. Каково же было удивление учёных, когда среди мозаик византийского периода были обнаружены довизантийские фрагменты. Одна из стен храма предположительно IV века была выложена из более мягкого камня, и относилась к древнейшим временам. Что заставило византийцев, столь почтительно отнестись к старым постройкам и сделать их частью своей? Багатти с любопытством искал ответ.
Комментарий эксперта:
"На основании одной из найденных колонн, относящейся ко II веку, археологи обнаружили греческую надпись: “Радуйся, Мария”. Эти евангельские слова не только свидетельствует о том, что это место издревле было связанно с почитанием Приснодевы. Надпись является древнейшим на сегодняшний день начертанием имени Богородицы. Несмотря на то, что дом в течение веков претерпел многочисленные изменения, сохранились фрагменты, свидетельствующие, что здесь было жилище простой еврейской семьи ".
Был ли смысл включать фрагменты еврейского жилища в возводимые на этом месте церкви, порой даже жертвуя удачностью планировки? Обнаруженные археологами древние надписи, восхваляющие Марию, и заботливое отношение к старинному строению позволяют сделать вывод, что сохранившиеся фрагменты древнего фундамента и остатки стен некогда составляли дом, где жила Пресвятая Богородица, Иосиф Обручник и Господь наш Иисус Христос, как и говорит об этом церковное предание.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер