Я помню, что погода в тот день была исключительно мрачной. Я ехала с одного конца подмосковья в другой, настроение было ужасным. Дело было не только в погоде: в жизни снова образовались дырки. Я попала в, как говорят, тесные обстоятельства, из которых не знала, как вырулить.
В таких ситуациях главное, что лично мне мешает жить — это страхи. Страхи за себя, за детей, за то, что не справимся, что утонем. Страхи вообще блокируют ум и душу, убивают вдохновение, сковывают жизнь.
Я ехала, мало думая о предстоящих съемках, скорее погруженная в свои мрачные попытки найти выход. Поселок, где жила семья, тоже показался мне мрачным. С таким настроем я вошла в дом. И удивилась. Дом был настолько светлым во всех смыслах этого слова! По нему ходили мои коллеги по телевидению, кошки, красивые старшие детки. И буквально порхала как бабочки стайка солнечных девочек, которых в честь съемок нарядили в яркие одежки и балетные пачки.
Они радостно встречали взрослых, даже незнакомых, обнимали, показывали свои рисунки и игрушки. Мама и отец семейства оказались удивительно теплыми, как я про себя отметила — очень большими людьми. Большие люди в моем определении — это те, от которых идет сила и покой. Такие люди нужны во все времена. Особенно — в темные. Они щедро одаривают своей любовью, радостью, заботой окружающих. Рядом с ними чувствуешь себя сразу лучше.
То есть, вот просто садишься рядом, и тебе сразу становится лучше. Именно такие люди могли взять из детдома детей, от которых отказались родители. И подарить им свое счастье, свою семью.
Съемки, как всегда продолжались часов пять, и я как всегда очень устала. Но жадно слушала то, о чем рассказывали наши герои. Речь зашла в частности о страхах. Ведь когда рождается особенный, НЕ ТАКОЙ, как считается нормой, ребенок — или появляются анализы, согласно которым малыш с большой вероятностью родится особенным, у родителей очень много страхов.
Женщины боятся: что муж уйдет, боятся потерять работу, быть прикованными к больному ребенку, потерять круг общения — в общем быть выброшенными из общей счастливой жизни. Наши герои отвечали нам на каждый из этих страхов.
Потерять мужа. Но разве достоин тебя человек, готовый бросить тебя и твоего ребенка?
Потерять работу. Но на свете так много работ, которые можно выполнять в разных обстоятельствах!
Быть прикованными к ребенку, потерять друзей. Но наши герои обрели огромный круг настоящего, очень обогащающего общения. Ведь сообщества родителей с особыми детьми необыкновенно сплоченные и поддерживающие друг друга.
Так, на моих изумленных глазах, эти мама и папа, как зайцев из мешка, доставали одного за другим эти страхи, и отпускали их на свободу. Бегите, зайцы, бегите! Я начала понимать, что страхи сами очень боятся, когда их называют. И когда развенчивают мифы об их всесилии.
Веселые младшие «особики», смешно шушукавшиеся за дверью съемочной комнаты, окончательно ставили точку в этой беседе бесстрашных родителей.
«Убояшася страха иже не бе страх», повторяла я про себя слова молитвы перед тем, как покинуть этот удивительный дом, перед тем, как выйти вовне, в темноту. Потому что вдруг страхи — вернутся?
Дождик окончательно сгустил мрак, я поспешно нырнула в машину. За мной в салон вошло тепло семьи, которое мне подарили — просто за то, что я пять часов была гостем.
Вскоре после этого со мной случилось чудо, и главные проблемы разрешились. Обязательно расскажу о нем вскоре! А пока давайте воспользуемся этим уроком. Называйте свои страхи. Не бойтесь их. Темнота не переносит присутствия света!
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер