В одном из очерков священника Андрея Ткачёва, посвящённых христианской любви к ближнему, я прочитала эту фразу: «Хорошо бы быть таким, как воздух — всегда нужным и всегда незаметным. Никому не навязываться и вместе с тем приходить вовремя туда, где ты нужен. Это великий талант». Узнав из интернета о жителе Мурманска Алексее Пенкине, я поняла, что он обладает таким талантом!
Алексей — пономарь: помогает священнику во время богослужения. Он считает, что его работа сродни благотворительности, ведь в храм часто приходят обездоленные люди с просьбами о помощи. «Кого-то оденешь, кого-то подкормишь, кого-то добрым словом ободришь», — вспоминает Пенкин. До 2017 года это были разовые поступки — тогда он и подумать не мог о создании благотворительного фонда!
Всё случилось неожиданно для него самого. Однажды Алексею позвонил его друг, который преуспел в бизнесе и хотел помогать ближним. Он предложил организовать совместный проект и доверил Алексею решить, какой именно. Пенкин интуитивно выбрал раздачу бесплатных обедов, а когда изучил городские волонтёрские объединения, понял, что не ошибся. Так родился фонд «Добрый мир».
За три с половиной года работы в Мурманске и его пригороде Коле открылись четыре пункта раздачи еды, где еженедельно кормят до 400 человек! Это бездомные и пожилые люди, многодетные родители и одинокие мамы, подопечные нескольких социальных организаций города. Инвалидам и старикам обеды доставляют на дом. Еды всем хватает, заверяет Алексей: волонтёры привозят порции с запасом, а остатки раздают в качестве добавки.
Кроме того, Пенкин и его помощники организовали вещевой склад, куда по средам и субботам может прийти любой человек. Волонтёры не потребуют у него справку о зарплате или составе семьи — просто помогут подобрать одежду и обувь, поделятся подгузниками, канцтоварами и другими вещами для детей и взрослых, которые найдутся на складе! Всё это принесли дарители или оплатили спонсоры благотворительного фонда «Добрый мир».
Алексей с теплом рассказывает о волонтёрах — без них не обходится ни одно мероприятие фонда. Они помогают забрать продукты у спонсоров, приготовить и раздать обеды, рассортировать вещи на складе. А ещё Пенкин признателен своей жене, которая во всём его поддерживает! «До сих пор не могу понять, как она всё это терпит: по квартире ходят чужие люди, заняли всю кухню! Но она всё понимает и помогает готовить, когда я оказываюсь без волонтёров», — радуется Алексей.
На сайте фонда «Добрый мир» мне запомнились такие слова: «Стань добрее. Открой своё сердце». Алексей Пенкин собственным примером показывает, что сделать мир добрее может каждый из нас! Ведь маленькой помощи не бывает, и любой дар — это и есть проявление любви к ближнему!
Все выпуски программы Живут такие люди
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Эгоистка. Наталья Разувакина
Сделаешь кому-то доброе дело — и тебе самой хорошо. Очень хорошо. Я это с детства усвоила и потому в молодости отчаянно хамила людям. Отчаянно-нечаянно, как потом уже разобралась.
Где тут связь? Сейчас объясню.
Вот в детстве как было? Вступилась за девочку, которую почему-то постоянно обижал весь класс — и радостно мне. Или уже позже, когда я, совсем юная мама, жила с дочкой в общежитии очень бедно, в день зарплаты покупала сладости в расчёте на всех соседских детей. Они у нас в комнате толкутся, играют... Всех и накормлю! Да и просто кашей накормлю, чем есть, в другой день. Но всех! И мне хорошо. Или собака среди ночи завизжала под окном — вскакиваю с постели, бегу и беру ее, сбитую машиной, к себе, и выхаживаю. Я расценивала все эти поступки как своеобразный эгоизм. Потому что мне же самой хорошо, когда делаю хорошее другому живому существу!
Но дело в том, что с той же лёгкостью я рассчитывала на добрые поступки по отношению ко мне. Уверена была, что все люди — такие же эгоисты. И могла незнакомому соседу, который направился к контейнерам с мусорным мешком, всунуть в руку и свой мешок: «Как удачно я вас встретила, а то мне некогда!» Опешивший сосед послушно нес мой мусор, а я уже бежала по своим делам. Или вот машину могла остановить: «Скажите, вы куда? О, нам по пути, высадите меня там-то, пожалуйста!» И потом спокойно выходила в нужном месте, вежливо попрощавшись и не заплатив. Мне даже в голову не приходило, что водитель мог удивиться или расстроиться. Наоборот: я же дала ему возможность сделать доброе дело, ему же сейчас хорошо!
Оглядываясь на себя ту, двадцати- и двадцатипятилетнюю, я просто холодею от стыда: ну как же я могла? Мои поступки, подобные вышеописанным, а их было немало, можно сравнить с поведением нищего у входа в храм, если бы он вдруг начал вырывать милостыню из рук входящих. Человек волен дать или не дать, помочь или нет, оказать услугу или воздержаться, но не заставлять же его силой творить добрые дела, да ещё по отношению лично ко мне?
Моя радость от добрых дел именно потому и была, что дела творились по моей свободной воле. Я хотела, чувствовала произволение и выполняла: помогала, кормила, спасала, делилась... И на душе наступал праздник. Но если бы те же соседские дети, которых я угощала, чем Бог пошлёт, без спросу вошли в мою кухню и начали распахивать дверцы шкафчиков в поисках, чем бы поживиться, я бы сочла это хамством. Так почему же позволяла себе такое поведение?
Положа руку на сердце, не любовалась ли я собою, высокомерно используя людей? Дескать, вот я какая: легко даю — легко беру, а если вы этому не рады, то это ваши проблемы!
Был в этом налёг эгоизма, который я тогда не осознавала. И некоей дерзости налёт: поступала, как мне надо, а остальное — мелочи. И остальные.
Но у Господа нет остальных. Это я уже позже поняла, придя в Церковь. Каждый человек ценен, и обычные социальные нормы, предполагающие как минимум уважительное отношение друг к другу, обязательны.
Что же касается добрых дел, Христа ради творимых и в Духе Его, к эгоизму они отношения не имеют. Потому что делаются не ради себя, а ради того другого, кому помогаешь, и именно он, другой, в фокусе твоего внимания, а не ты, желающий награды.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.