Как должен выглядеть православный священник? Странный вопрос, — скажут некоторые. — Православный священник должен иметь окладистую бороду и длинные волосы. О бороде как обязательном атрибуте внешности православного батюшки мы уже с вами как-то говорили и выяснили, что далеко не все священники Православной Церкви носят бороды. Таковыми, например, являются православные клирики Румынии — некоторые из них под влиянием католических соседей отказались от ношения бороды. Теперь наступило время поговорить о священнической прическе. Это может показаться удивительным, но традиция носить длинные волосы православными клириками существует не так давно. Более того, во времена древнего христианства ношение длинных волос священниками было делом предосудительным. Апостол Павел, например, прямо говорит о том, что священнослужитель не должен отращивать волосы, так как это является атрибутом женской моды. Православные священники не носили длинных волос почти полторы тысячи лет. Вплоть до середины пятнадцатого века классическая прическа выглядела так. Волосы священнослужителя были или просто короткими, или подстригались по кругу, образуя прическу типа «шапочка». Макушка при этом выбривалась — выбритая или выстриженная макушка в Восточном Православии стала именоваться «гуменцом», а в Западной Церкви — тонзурой. Выбритая макушка являлась символом посвящения Богу и отличительным знаком священнического сана. Гуменцо оставалось открытым обычно во время богослужения. В остальное время священник прикрывал его особой шапочкой — скуфьей.
В Византийской империи священническая прическа оставалась неизменной вплоть до середины 15 века, когда Константинополь был завоеван турками. После падения византийской столицы оставшееся в живых православное духовенство стало исполнять функции чиновников, отвечающих перед лицом султана за поведение греческой диаспоры. В знак несения чиновничьих полномочий священнослужители стали отращивать волосы, как это было принято делать в Византийской империи, где длинные волосы были отличительной особенностью чиновничьего сословия. В Русской Церкви изменения в облике духовенства наступили в середине 17 века благодаря Патриарху Никону, который провел церковные реформы по греческому образцу. Русское духовенство по примеру греческих собратьев отказалось от ношения гуменца и стало отращивать длинные волосы.
Очередные изменения в облике православного священника произошли в Греции после освобождения от турецкого ига в начале двадцатого века. Начиная с этого времени, в Греции длина волос стала отличительным знаком, к какому виду духовенства относится данный священник. Короткие волосы — теперь атрибут женатого «белого» священнослужителя. Монашествующие же по-прежнему носят длинные волосы, но, конечно, не в знак принадлежности к чиновничьему сословию, а в знак посвящения себя Богу (как это было принято в Ветхом Завете). В России на современной этапе четкой регламентации относительно священнической прически не существует, отечественное духовенство имеет волосы разной длины. Поэтому, пожалуй, главным и единственным требованием к волосам священника является их опрятность.
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема












