Как должен выглядеть православный священник? Странный вопрос, — скажут некоторые. — Православный священник должен иметь окладистую бороду и длинные волосы. О бороде как обязательном атрибуте внешности православного батюшки мы уже с вами как-то говорили и выяснили, что далеко не все священники Православной Церкви носят бороды. Таковыми, например, являются православные клирики Румынии — некоторые из них под влиянием католических соседей отказались от ношения бороды. Теперь наступило время поговорить о священнической прическе. Это может показаться удивительным, но традиция носить длинные волосы православными клириками существует не так давно. Более того, во времена древнего христианства ношение длинных волос священниками было делом предосудительным. Апостол Павел, например, прямо говорит о том, что священнослужитель не должен отращивать волосы, так как это является атрибутом женской моды. Православные священники не носили длинных волос почти полторы тысячи лет. Вплоть до середины пятнадцатого века классическая прическа выглядела так. Волосы священнослужителя были или просто короткими, или подстригались по кругу, образуя прическу типа «шапочка». Макушка при этом выбривалась — выбритая или выстриженная макушка в Восточном Православии стала именоваться «гуменцом», а в Западной Церкви — тонзурой. Выбритая макушка являлась символом посвящения Богу и отличительным знаком священнического сана. Гуменцо оставалось открытым обычно во время богослужения. В остальное время священник прикрывал его особой шапочкой — скуфьей.
В Византийской империи священническая прическа оставалась неизменной вплоть до середины 15 века, когда Константинополь был завоеван турками. После падения византийской столицы оставшееся в живых православное духовенство стало исполнять функции чиновников, отвечающих перед лицом султана за поведение греческой диаспоры. В знак несения чиновничьих полномочий священнослужители стали отращивать волосы, как это было принято делать в Византийской империи, где длинные волосы были отличительной особенностью чиновничьего сословия. В Русской Церкви изменения в облике духовенства наступили в середине 17 века благодаря Патриарху Никону, который провел церковные реформы по греческому образцу. Русское духовенство по примеру греческих собратьев отказалось от ношения гуменца и стало отращивать длинные волосы.
Очередные изменения в облике православного священника произошли в Греции после освобождения от турецкого ига в начале двадцатого века. Начиная с этого времени, в Греции длина волос стала отличительным знаком, к какому виду духовенства относится данный священник. Короткие волосы — теперь атрибут женатого «белого» священнослужителя. Монашествующие же по-прежнему носят длинные волосы, но, конечно, не в знак принадлежности к чиновничьему сословию, а в знак посвящения себя Богу (как это было принято в Ветхом Завете). В России на современной этапе четкой регламентации относительно священнической прически не существует, отечественное духовенство имеет волосы разной длины. Поэтому, пожалуй, главным и единственным требованием к волосам священника является их опрятность.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.