В библейских повествованиях об Иисусе Христе не раз упоминаются денежные знаки того времени, когда Спаситель жил среди людей. Эти прозаические детали евангельского повествования очень ярко показывают, что священная история самым тесным образом вплетена в летопись земную. Из всех фрагментов, где фигурируют названия денег, особо примечателен один – в нем не только есть название монеты, но и содержится ее описание. Речь идет об эпизоде, где фарисеи предлагают Христу ответить на вопрос – должны ли иудеи платить налоги римскому императору? Он же, попросив принести динарий и уточнив – чье на нем изображение, произнес фразу, которая стала крылатой: «Отдавайте кесарево кесарю, а Богу – Божие».
Эту евангельскую цитату зачастую можно услышать в значении «каждому свое», однако, смысл ее гораздо глубже. Постигнуть все тонкости этого выражения стало возможно благодаря развитию библейской нумизматики – исторической дисциплины, занимающейся изучением древних монет, связанных со Священной историей. В последние полтораста лет в этой науке было совершено множество открытий благодаря активным археологическим изысканиям на территории Израиля. По свидетельству начальника департамента нумизматики Израильского управления древностей, Дональда Ариэля, в обширной коллекции древних монет, обретенных археологами за это время, есть и те самые евангельские динарии с изображением кесаря.
Комментарий эксперта:
Динарий, в переводе с латинского – состоящий из десяти. Так называлась римская серебряная монета, впервые отчеканенная в 268 году до новой эры и просуществовавшая четыре с половиной столетия. На протяжении истории внешний вид этих денежных знаков неоднократно менялся – каждый правитель повелевал отпечатывать на монетах свое изображение. Такая традиция была связана в том числе и с тем, что в языческом Риме на деньгах было принято помещать религиозные символы, каким являлся и портрет императора, поскольку его объявляли божеством уже при жизни.
Динарием кесаря среди историков-нумизматов принято считать монету, выпущенную во время царствования императора Тиберия – именно он занимал римский трон в период земной жизни Христа. На лицевой стороне этого дензнака отчеканен профиль императора и надпись «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа». На реверсе изображена сидящая женская фигура. Принято считать, что это овдовевшая мать Тиберия, Ливия Друзилла, которая также носила императорский титул.
Время, описанное в Евангелии, было непростым для Иудеи – к этому моменту страна утратила статус царства и стала Римской провинцией. Евреи были обременены обязанностью платить подати римскому императору. В стране был введен подушный налог, который многие иудеи воспринимали как принуждение к религиозному почитанию языческого правителя.
Особенно недовольны были таким положением фарисеи – представители религиозного течения в иудаизме, настаивающие на тщательном исполнении всех обрядов и традиций. И когда фарисеи адресовали Христу свой вопрос о том, допустимо ли для верующего платить налог кесарю, они расставляли для него ловушку, которой, казалось, невозможно избежать. Если бы Иисус ответил утвердительно, это можно было истолковать не только как непатриотическую позицию, но и как призыв к идолопоклонству. Отрицательный же ответ выглядел бы как подстрекательство к неповиновению властям. И то, и другое фарисеи могли с легкостью обратить против Христа. Однако, они не представляли, насколько мудрой окажется отповедь Спасителя. Ее глубина проявилась уже в самой просьбе показать римскую монету.
Комментарий эксперта:
Фарисеи, настаивающие на скрупулезном соблюдении всех религиозных обычаев, по своей же логике, должны были не только уклоняться от уплаты налогов римскому кесарю, как языческому идолу, но и избегать использования монет с его образом. Однако, они моментально смогли выполнить просьбу Христа – найти и показать ему серебряный динарий.
Среди всех разновидностей валют, представленных в Иудее в первом веке, римский динарий был одним из самых востребованных и распространенных. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что из всех денег именно динарий наиболее часто упоминается во всех четырех Евангелиях. Именно в динариях измеряется долг в притче о должниках, в динариях называет Иуда стоимость мира, сожалея, что некая женщина возлила его на голову Иисуса, динариями оплачивает добрый самарянин гостиницу для странника, избитого разбойниками.
Популярность этих серебряных монет подтверждается и результатами археологических исследований, систематизированных нумизматическим департаментом Израильского управления древностей.
Христос вывел вопрос о власти римского императора из области сакрального. Он ясно дал понять, что серебряный динарий – монета, в символах которой отражен языческий характер государства, принадлежит миру, ее породившему – земному миру кесаря. И финансовые отношения в этом пространстве не имеют отношения к Богу. Создатель ждет от человека совсем иного приношения. Какого? На этот вопрос также дает Христос: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Навещать детей в больницах и помогать проекту «Творческое партнёрство»
«Творческое партнёрство» — это общественная организация, которая находится в Москве. Её участники — команда опытных специалистов — арт-терапевтов. Они занимаются реабилитацией тяжелобольных детей при помощи творчества, игры и больничной клоунады.
Сказкотерапевт Малена Шарма навещает в одной из столичных больниц маленьких онкопациентов. К подопечным она выходит в роли сказочной феи. Девушка играет с детьми, сочиняет с ними сказки и через это помогает им преодолеть страхи.
«Время от времени у меня возникают очень серьёзные задачи, — рассказывает Малена. — Моей подопечной, Вике, после сложной операции нужно было начинать ходить, но она категорически отказывалась вставать на ножку, боялась боли. Родители и врачи не могли её уговорить. Мне важно было ей помочь победить страх. Вместе с Викой мы стали сочинять сказочные образы, которые могли бы стать нашими помощниками, — продолжает сказкотерапевт. — Девочка сразу включилась в игру воображения. Мы придумали туфельку с крыльями, чтобы поддерживать больную ногу, и конфеты храбрости. Когда Вика делала шаг и начинала бояться, я предлагала ей использовать воображаемых помощников. Тогда страх уходил и она двигалась дальше. А потом вдруг обнаружила, что идёт уже долго, а боли нет».
Вы можете стать частью дружной команды проекта «Творческое партнёрство» и также, как Малена, раскрашивать больничные будни детей, привнося в их жизнь радость. Больше информации об этом вы найдёте на странице общественной организации «Творческое партнёрство». Там же есть возможность поддержать проект финансово. Собранные средства пойдут на покупку материалов для занятий с детьми.
Узнать больше про волонтёрство: https://art-p.ru/help/volunteering/
Помочь: https://art-p.ru/help/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 12-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Неопалимая купина», преподобного Макария Оптинского, о воспоминании чуда Архистратига Михаила в Хонех и о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи»
Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи.
Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.
Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.
В ожидании Тебя, не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.
Воистину, не спасёт меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озёрным питаться стану, не придёшь Ты ко мне, если пост не войдёт глубоко в душу мою.
В молитве открылось мне, что пост телесный — символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.
Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить её для Тебя.
И внёс пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведённые из мечтаний этих.
Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять Мудрость Твою.
И внёс пост я в сердце своё, чтобы умертвить в нём все страсти и пристрастия мирские.
Чтобы мир небесный не овладел сердцем моим, когда снизойдёт на него Дух Твой пламенный.
И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.
И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.
И пост принёс в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал пока вооружён был всем оружием мира.
Чем было бы упование моё без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло?
Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопровождает безнадёжность.
Но словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идёт за упованием истинным.
Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.