
Семейные советы
Когда мой старший сын только начал ходить в школу и еще почти никто из одноклассников не знал, что он из православной семьи, они с классом отправлялись в какую-то поездку на автобусе. Мой отпрыск с детства имел привычку, садясь на свое место в транспорте, накладывать на себя крестное знамение с краткой молитвой. Это его действие увидела одноклассница. Она громко на весь автобус сказала: «Женя! Ты что, молишься? Прекрати сейчас же!!!» На что Женя просто промолчал.
Вопрос о том, как православным детям вести себя в обычной школе, как молиться перед едой или уроком — остается открытым. Однажды я спросил у сына, как он молится перед обедом в школе, на что получил ответ «молюсь про себя, а крещусь и крещу еду пока никто не видит». Хотя и отношения в классе у него неплохие, и никто его за мировоззренческие взгляды не презирает, но он решил не привлекать внимание окружающих своим довольно нестандартным поведением.
Так как же все-таки вести себя православным детям на людях? Кто-то кстати говорит о том, что, если человек не накладывает на себя крестное знамение в общественном транспорте, проезжая мимо храма, — тот предатель веры. Я не думаю, что эта позиция подходит всем. Если ребенок в школе сначала на перемене дрался с одноклассниками, дергал за косички девчонок и доводил учительницу, а потом показательно крестит тарелку с кашей — то это больше похоже на театральное действие, нежели на исповедание веры. Не может быть человек христианином только во время молитвы. Если все же в поведении человека не всегда прослеживается христианское благодушие и уважение к другим, то, когда этот человек начинает проявлять свои религиозные чувства — это скорее всего будет воспринято как свидетельство того, что все православные христиане такие. Поэтому нужно быть ответственным не только за свою жизнь, но и за то бремя, которое накладывается на нас во время таинства Крещения.
Возвращаясь к ребенку в школе — я знаю, что мой наследник хороший, но довольно шаловливый мальчишка. Поэтому я посоветовал ему молиться и перед обедом и перед учебой не напоказ, а про себя. А если хочется чем-то выделяться — пусть лучше это будет отличное поведение и добрые дела.
И всем православным семьям, у которых дети учатся в обычных школах, можно дать совет — пусть лучше наши дети выделяются благим нравом и добрым поведением, а это — пока они маленькие — напрямую зависит от нас и нашего им примера.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема