
«Дерсу Узала», студия Ателье-41, Daiei Studios, Мосфильм, режиссер Акира Куросава
— Меня Арсеньев зовут. А тебя как?
— Дерсу Узала.
— А лет сколько?
— Хорошо не знаю. Моя уже много-много живи.
— Семья есть?
— Все давно помирай. Раньше у меня жена была, сын и девчонка. Оспа все люди кончай. Теперь моя один остался.
В самом начале ХХ века, вдали от цивилизации, в дебрях уссурийской тайги, военная исследовательская экспедиция неожиданно встречается с одиноким стариком-охотником. Всю жизнь он живёт в тайге и знает каждый её уголок. Умеет находить дорогу в самой непроходимой чаще. Понимает, где и какая опасность может подстерегать. У него чуткий слух и острое зрение. А ещё он безошибочно узнаёт добрых людей. Поэтому и вышел к экспедиции. И с радостью откликнулся на приглашение её руководителя, капитана Владимира Арсеньева, стать их проводником. Дерсу Узала — так зовут таёжного старика. Точно так же — «Дерсу Узала» — называется и кинофильм, фрагмент из которого мы только что услышали. В 1975-м году его снял легендарный японский режиссёр Акира Куросава на советской студии «Мосфильм». А в следующем, 1976-м, картина завоевала премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм.
Лента «Дерсу Узала» стала экранизацией одноимённого автобиографического романа писателя, учёного, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Режиссёр Акира Куросава зачитывался его увлекательными произведениями и мечтал воплотить на экране. Поэтому, когда представители «Мосфильма» предложили ему снять ленту по мотивам романа Арсеньева в России, с русскими актёрами, Куросава согласился. По признанию режиссёра, работа над фильмом «Дерсу Узала» помогла ему выбраться из глубокого творческого и жизненного кризиса. Картина о трогательной дружбе и взаимовыручке заставила режиссёра вновь поверить не только в собственные силы, но и в силу доброты. Именно на этом режиссёр и сконцентрировался в своей экранизации. В одном из интервью перед началом съёмок, Куросава говорил: «Я не планирую акцентировать внимание на деталях экспедиций Арсеньева. Для меня важно другое. В центре повествования будет та необыкновенная дружба, которая долгие годы связывала Владимира Арсеньева и Дерсу Узала. Тема человеческой верности и любви к ближнему».
Своё обещание Акира Куросава сдержал. Фильм действительно получился очень добрый. Мы видим на экране, как Дерсу Узала, маленький простодушный старичок, превращает исследовательское путешествие капитана Арсеньева и его группы в путь к осознанию самых важных в жизни вещей. Взять, к примеру, эпизод, в котором экспедиция останавливается на ночлег в случайно найденном шалаше из веток. Наутро, когда группа собирается уходить, Дерсу просит капитана оставить в укрытии немного риса и спичек. Арсеньев недоумевает — зачем, ведь возвращаться сюда они не собираются. Дерсу тоже удивлён: ну как же капитан не понимает? Другие люди придут — найдут, чем разжечь огонь и подкрепиться.
Порой воззрения Дерсу кажутся участникам экспедиции потешными. Всё вокруг он называет — «люди». Деревья у него — «люди». Огонь и вода — «люди». Даже кабаны, и те тоже — «люди»! Действительно — звучит забавно. Однако, если вдуматься, такое отношение говорит о том, как много в главном герое уважения и любви ко всему, что его окружает. Он не сломает зря ветку. Не выстрелит без необходимости в животное. А человеку — если, конечно, тот пришёл в тайгу с добрыми намерениями — откроет навстречу своё сердце и окажет помощь. Но однажды помощь понадобилась самому Дерсу. Годы взяли своё — пожилой охотник стал слепнуть. Без острого зрения в тайге не выжить. Что делать, как быть? В одном из невероятно трогательных эпизодов капитан Арсеньев со всей искренностью предлагает Дерсу выход:
— Капитан! Раньше моя всегда первый зверь посмотри, стреляй всегда попадай, теперь попадай нету, глаза худой, как моя теперь тайга живи?!
— Дерсу! Пойдём со мной в Хабаровск. Мой дом — твой дом!
Согласится ли пожилой охотник принять такое предложение товарища? Сможет ли покинуть тайгу и переселиться в город? Узнаем, посмотрев трогательный фильм Акиры Куросавы. Вместе с его героями мы пройдём живописными и суровыми таёжными тропами. И рядом с таким человеком, как Дерсу Узала непременно станем немного добрее.
18 апреля. О богослужении дня

Сегодня 18 апреля. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О богослужении дня — священник Алексе Дудин.
Для христианина нет более ответственного дня, дня перед Пасхой, когда он должен подготовиться к встрече со Христом. Для того, чтобы подготовиться к этой встрече, нужно пережить и этот день. Этот день — день особых воспоминаний. Христианин, как правило, в этот день находится в храме, и если есть возможность, с утра присутствует на Царских часах, потом идет вечерня с выносом Плащаницы распятого Христа, и вечером утреня совершается Великой Субботы, когда совершается чин погребения этой Плащаницы. Стоя у Плащаницы, человек должен вспомнить, как Христос был предан, как Он был судим ночью у Каиафы, как Он претерпел несправедливые обвинения, как Он предстал перед Пилатом, желающим отпустить его, и не обретя поддержки у своего народа, у тех людей, которым Он пришел для их спасения, будучи предан и распят, на кресте Он молился. Молился о распинающих Его. Усыновил Иоанна Богослова своей матери, и через него усыновил ей весь наш христианский род. Испытал полное истощение и вознес свою молитву: «Боже мой, Боже мой! Почему Ты меня оставил?» И вот этот день, день скорби, день молчания, день сопереживания Христу, конечно, каждый из нас должен постараться провести в храме.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О подвиге Преподобного Платона Студийского

Сегодня 18 апреля. День памяти Преподобного Платона Студийского.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Платон был родным дядей Феодора Студита, величайшего монаха-подвижника и богослова VIII-IX веков в Византийской церкви. В монастыре святого Платона была введена такая степень общежития, что у монахов не было совершенно ничего своего. Одежды братья напоминали мешки, они были огромного размера, чтобы подходить каждому. После общей стирки они раздавались без разбора одинаково всем, от игумена до самого младшего послушника. В эпоху иконоборчества Платон противостоял этой губительной для Церкви, ее духовной жизни, богословия, искусства и монашества, ереси. А во время церковного мира непримиримо критиковал нравственные послабления, которые допускали последующие императоры. За все это святому пришлось много пострадать от властей предержащих. Церковь почитает Платона как исповедника. Пример святого учит нас, что противостоять еретикам с силой и убеждением, а также обличать пороки современности можно только когда сам живешь в соответствии с евангельскими заветами и в безупречном соответствии взятым на себя крещальным для мирян, или монашеским для иноков, обетом. Святой Платон исповедовал то, что проповедовал. В эти последние времена православным просто необходимо следовать такому примеру святой безупречности.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О страстях Господа

Сегодня 18 апреля. Великая Пятница.
О страстях Господа — протоиерей Василий Гелеван.
Великая Пятница. Воспоминания святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа о Крестной Пасхе. Крест — это орудие победы. Выражение «непобедимая победа» взято из кондака и означает буквально «вражеский трофей». Кажущееся позорным распятие Христа обратилась в славу. Это потому, что своей крестной смертью Господь победил смерть и воскрес. Крестный путь Христа через Голгофу ведет к гробу воскресения. Смертью смерть поправ. Спаситель воскрес и сделал возможным воскресение каждого христианина. Так и мученики шли на страдания с твердой верой в воскресение. Они доказали всем свою победу над страхом смерти и над самой смертью. Они — свидетели Христа. И мы идем стопами Господа через наши тернии к звездам, сораспинаемся со Христом, терпеливо неся свой крест, как совокупность жизненных трудностей. С терпением, а не с нетерпением, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.
Все выпуски программы Актуальная тема