
Святой Штепан более известен нам в России как святой Стефан. Святой Стефан был младшим современником Иисуса Христа и стал первым человеком, умершим мученической смертью за свои христианские убеждения. Поэтому в церковной традиции его принято именовать первомучеником.
В России день памяти святого Стефана праздновать как-то не принято. В отличие от Западной Европы, где день святого Стефана отмечается 26 декабря и завершает собой рождественское торжество. В Чехии святого Стефанаили на чешский лад Штепана почитают и католики и православные. И те и другие с радостью соблюдают обряды праздника святого Штепана.
В первую очередь, на праздник святого Штепана люди в Чехии отправляются друг к другу в гости. В этот день принято устраивать вкусный ужин, собирая на него родственников и друзей. За праздничным столом люди поздравляют друг друга с наступившим Рождеством, желают также весело встретить Новый год.
Праздник святого Штепана имеет давнюю историю. В древности в этот день в чешских церквах открывали коробки с пожертвованиями, и их содержимое раздавалось бедным. Раньше богатые чехи отпускали на праздник своих слуг домой на праздничный обед с семьей. И вели хозяйство самостоятельно.
Особого колорита дню святого Штепана в Чехии добавляет традиция «бетлемов». Бетлемом называется механическая установка в виде кукольной сцены, по которой перемещаются рождественские персонажи. Слово «бетлем» восходит к названию города Вифлеем, в котором произошло Рождество Господа Иисуса Христа.
Вы, наверное, представляете себе западноевропейского шарманщика. Ярко одетый человек стоит на площади, держит в руках или на особой подставке шарманку, крутит её ручку. Благодаря этому из шарманки льётся незатейливая музыка, а по поверхности шарманки движутся картинки.
Бетлем чем-то напоминает шарманку, только превосходит её в размерах. Основная часть бетлема — это сцена. Человек, управляющий бетлемом, или также крутит особую ручку, или двигает специальные стержни. Благодаря этому по сцене перемещаются рождественские персонажи — Дева Мария. Иосиф-обручник, пастухи, ангелы, животные, бывшие в пещере, в которой родился Христос. Иногда в «бетлемах» в качестве фигурок выступают пряники или деревья.
Бетлемы в Чехии имеют давнюю историю и очень любимы народом. В музее чешского замка Карлштейн выставлена самая большая экспозиция бетлемов из частных собраний. Исключительно раритетным экспонатом считается самый большой кукольный бетлем в Чехии — Карлштейнский королевский бетлем площадью 80 квадратных метров. Кулисами бетлема является замок Карлштейн с окрестностями, а среди фигурок можно найти скульптурные изображения 10-ти самых прославленных чешских правителей. В музее есть бетлемы из хлеба, из сахара, из олова и даже бетлем в орешке. Для детей приготовлены двигающиеся бетлемы, которые можно запустить самим.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.