
Симон Кананит — один из тех учеников Христа, апостолов, о которых нам, к сожалению, известно немного. В Православной Церкви живет предание, что святой апостол Симон был призван Спасителем в ряды своих учеников в день своей свадьбы, которая праздновалась в городе Кане. На том брачном пире Христос совершил первое чудо — превратил воду в вино. Узнав о чуде, Симон через некоторое время последовал за Спасителем. О судьбе молодой супруги Симона предание умалчивает. Для того, чтобы не путать его с другим Симоном — апостолом Петром, Симона из Каны прозвали Кананитом.
Апостол Симон не меньше других учеников Христа потрудился в деле проповеди Евангелия. В течение своей жизни он посетил несколько стран. Последним местом проповеди Симона Кананита стала местность, именуемая сегодня Абхазией. Здесь предки нынешних абхазов убили апостола, но дело ученика Христова не погибло и со временем Абхазия стала христианским регионом.
Последователи Симона Кананита сохранили память о месте погребения святого апостола. Могила ученика Спасителя стала почитаемой святыней. Вскоре над ней был построен храм. В 19 веке на месте погребения апостола Симона был основан Новоафонский монастырь. Название обители возникло благодаря тому, что идея создания монастыря принадлежала русским монахам с Афона — особого монашеского государства на севере Греции.
Новоафонский монастырь должен был стать местом, где монахи живут по традиционному афонскому уставу. В то же время, на Новый Афон многим жителям Российской империи было добраться проще, чем на Афон греческий — ведь Греция еще находилась под властью Турции.
К сожалению, вскоре после революции 1917 года монахи Новоафонской обители были изгнаны безбожной властью. В течение нескольких десятилетий в стенах монастыря размещались склады, а затем санаторий. Только в середине 90-х годов прошлого века Новоафонский монастырь был возвращен Православной Церкви.
С тех пор ежегодно 23 мая по новому стилю Новоафонский монастырь становится центром общеабхазских торжеств, посвященных апостолу Симону Кананиту. В этот день, день церковной памяти апостола, в Новый Афон съезжается огромное количество православных абхазов, которые принимают участие в торжественном богослужении в главном храме монастыря. По окончании Литургии обычно совершается освящение воды и крестных ход, во время которого съехавшихся паломников священники окропляют святой водой. Крестный ход не последнее праздничное мероприятие дня апостола Симона. Торжество продолжается уже в формате всенародных гуляний.
Внутри монастырских стен накрываются огромные столы с угощениями для паломников. Праздник кипит и вне стен обители. Повсеместно звучит народная абхазская музыка, жарятся шашлыки. И, конечно же, дело не обходится без традиционного кавказского вина. Правда, пьяных абхазов вы на празднике не увидите — напиться в этот день здесь считается позором (впрочем, как и в другие дни). Вот так радостно встречает Абхазия день своего небесного покровителя — святого апостола Симона Кананита.
Все выпуски программы Вселенная православия
15 мая. О творчестве Данте Алигьери

Сегодня 15 мая. В этот день в 1265 году родился итальянский поэт и богослов Данте Алигьери.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Данте Алигьери — великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. Его трактаты «Пир», «О народной речи», «Послания» стали первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке. В 1292 году Данте написал поэму «Новая жизнь», ставшую автобиографическим произведением. Юношеская любовь к Беатриче Портинари и внезапная смерть возлюбленной оставили глубокую рану в сердце поэта. Этим воспоминанием пронизана лирика Данте в течение всей его жизни. Вершиной творческого пути Данте стала поэма «Божественная комедия», созданная им в период с 1306 по 1321 годы. Изначально свое сочинение поэт назвал просто «комедия», а эпитет «Божественная» был добавлен в 1360 году Джованни Боккаччо, первым биографом Алигьери. «Божественную комедию» можно назвать средневековой энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. Поэма делится на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен. Российский поэт Осип Мандельштам говорил, что для чтения комедии следует запастись парой башмаков с гвоздями. Так он предупреждал читателя о том, сколько душевных сил нужно затратить, чтобы пройти вслед за Данте и попытаться понять смысл этого произведения. Творчество Данте Алигьери до наших дней остается источником вдохновения для поэтов, скульпторов, музыкантов, художников.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 26 зач., X, 34-43.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли судьба? И кто ответственен за происходящее в жизни человека? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Только что прозвучавшая речь апостола Петра адресована сотнику Корнилию, римскому воину, язычнику, который изъявил желание принять христианское Крещение. Рассказывая о том, что Бог сделал для человечества, апостол затрагивает очень любопытную тему — тему предопределения. По его словам, Христос после воскресения явился не всем, но только тем, которых Бог избрал заранее. На основании этих слов некоторые богословы приходили к мысли, что участь человека зависит исключительно от Божественного предопределения. Быть человеку верующим или неверующим, спастись ему или погибнуть — решено заранее. И ничего с этим решением поделать нельзя. Оно божественно. Согласитесь, звучит весьма фатально. А собственный опыт неудачных попыток привести близких к Богу или справиться с собственными недостатками ещё и подливает масла в огонь. «Такая судьба», — вздыхаем мы. От подобного богословия опускаются руки.
Однако мы должны помнить, что перед нами лишь фрагмент речи Петра. Да и сама эта речь целиком вплетена в контекст Нового Завета, а если ещё шире, то в контекст жизни раннехристианской Церкви. И здесь мы находим великолепные пояснения мысли Петра. Да, Божественное предопределение есть. Но абсолютно всех нас Господь предопределил ко спасению и радости в Царстве Небесном. Апостол Павел в послании к Тимофею выражает эту идею предельно ясно: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Другими словами, для каждого из нас зарезервировано место за праздничной трапезой на приёме у Бога. И абсолютно каждому выслан пригласительный билет. И Пётр говорит сегодня об этом: сначала Бог «послал сынам Израилевым слово». А после этого Его приглашение вышло за пределы Израильского народа. Как опять же говорит Пётр, «Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых». Более того, в одном из посланий апостола Петра мы слышим совсем универсальную идею. Бог пригласил в Своё Царство не только тех, кто жил и умер после рождения Христа, но и тех, кто умер от самого начала мира. Спаситель сошёл во ад и проповедовал там.
Получается, предызбраны абсолютно все. Но проблема в том, что не все готовы принять приглашение Господа. Этому могут мешать не только наши предрассудки и предубеждения. Порой мы так погружены в суету земной жизни, так сосредоточены на устройстве своего быта, что не находим время остановиться, сесть и вникнуть в слова Евангелия. И даже когда мы услышали эти слова, когда поразмыслили над ними, мы нередко боимся воплотить их в жизнь. Нас держит страх изменений. Ведь придётся отказываться от многого, что занимало в нашем сердце место Творца. Придётся совершать новые действия, понуждать себя думать новые мысли, испытывать новые чувства. А потому и лежит приглашение к новой жизни в почтовом ящике годами просто потому, что у нас нет готовности.
Итак, предопределение ко спасению похоже на монетку. С одной стороны, это дело Божие. С другой — человеческое. Бог выполнил свою работу на сто процентов. Теперь наш черёд. И если мы хотим оказаться в числе предъизбранных, нам необходимо найти в себе решимость просто перестроить свою жизнь согласно заповедям Евангелия. Во всех своих делах на ежедневной основе искать волю Творца и стараться оказывать милость, любовь и снисхождение тем людям, которых мы встречаем сегодня на своём жизненном пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к «Добровольцам Ярославии» и помогать тем, кто попал в беду

Екатерина с мужем и дочкой живут в Ярославле. У Кати инвалидность: левая нога сильно короче правой. В основном она передвигается на инвалидной коляске, но в особых случаях может ходить, опираясь на трости. У супруга тоже проблемы со здоровьем. Однако дружная семья со многими заботами справляется самостоятельно. И только одна задача долгое время была им не по силам. Семья жила в старом пятиэтажном доме без лифта, на самом последнем этаже. Кате с трудом удавалось спускаться по лестнице, а потом подниматься обратно. Для этого она предпринимала колоссальные усилия. Супруги хотели продать квартиру и купить другую в доме, где есть доступная среда для людей с инвалидностью. Но подходящие для своего бюджета варианты найти не могли. В любом случае им пришлось бы доплачивать за новое жильё более миллиона рублей, а таких денег семье не накопить.
В надежде на любую помощь Екатерина обратилась в благотворительную организацию «Добровольцы Ярославии». Её сотрудники и волонтёры приходят на выручку жителям со всего региона в сложных ситуациях. С их поддержкой в жизни Кати и её семьи случились невероятные перемены: они обрели новое жильё. «Добровольцы Ярославии» подыскали доступный вариант, помогли с оформлением документов и нашли человека, который покрыл недостающую сумму.
Теперь Екатерина может сама заехать на инвалидной коляске в лифт, отправиться с дочкой на прогулку или в поликлинику, купить и довезти до дома продукты. Видео с Катей можно посмотреть в группе организации.
Благодаря «Добровольцам Ярославии» происходит множество добрых историй. И при желании вы можете стать их участником. О том, как помогать, узнайте на сайте организации «Добровольцы Ярославии».
Заполнить анкету волонтёра: https://dobrovolchestvo.ru/anketa/volonter
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов