Деян., 5 зач., II, 22-36.
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Проповедь апостола Петра собравшимся в день Пятидесятницы и невольно ставших свидетелями сошествия Святого Духа на апостолов только на первый взгляд может показаться пафосной. По сути она — пронзительная, я бы даже сказал, глубоко драматическая. Петр говорит о том, что вы — собравшиеся на праздник — своими руками распяли долгожданного Мессию, не распознав Его среди множества лжемессий, будучи совершенно уверены, что пригвождаете ко Кресту ещё одного обманщика. Но воскресив Иисуса, Сам Бог положил конец всем сомнениям: да, это Он, именно Он и был — Мессия, Мошиах, Избранник Бога, с Которым связывал все свои лучшие надежды каждый еврей.
Попробуйте почувствовать себя на месте тех, кто слушал эти слова Петра. Даже сложно подобрать какую-то аналогию для такой ситуации. Потому что ситуация — настолько ужасная, жуткая до оцепенения: убить Того, Кого ждали поколениями!
Но тут же, в этот самый миг острого осознания своей безмерной вины — законный вопрос: если всё это на самом деле так, почему мы, распявшие Иисуса, до сих пор живы? Почему на нас не сошёл огненный дождь, как на Содом и Гоморру? Почему не разверзлась под нами земля, чтобы поглотить нас, подобно тому, как во времена Моисея поглотила заговорщиков Корея, Дафана и Авирона со всеми их домами, имуществом, семьями и слугами? Что вообще происходит?
А происходит вот что: радикальная перемена представлений о том, Каков Бог на самом деле. Единственный верный вывод, к которому подталкивает слушателей Петр — то, что Бог — не Мститель, а Спаситель! Он — не «угроза», с которой надо срочно что-то делать, чтобы избежать погибели — но «возможность», которая сама ищет, чтобы ей — воспользовались! Со Своей стороны Бог сделал всё, чтобы вернуть человека к Себе: Сам родился от Девы, Сам показал людям, что есть праведная жизнь, Сам разрешил пригвоздить Себя ко Кресту за людские грехи и безвинно умереть, Сам сошёл во ад — который не смог удержать в своём мраке этот Источник Божественного Света. Но «последнюю крепость» — свободу человека сказать «да» или «нет» — Бог преодолеть не может. Здесь Он смиренно стоит — и временами постукивает в дверь человеческого сердца, надеясь, что когда-нибудь да и откроют.
В тот день слова апостола Петра отозвались у многих. Около трёх тысяч иудеев крестились и приняли Христа как своего Мессию и Спасителя. Но были и те, кто предпочёл недоверчиво отойти в сторону — и сохранить своё, особое, частное мнение. Да: но и за их право сказать «нет» Бог приходил на землю!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.