Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 37 зач., XV, 35-41.

Глава 15.

35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.

38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;

40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,

41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот краткий отрывок содержит в себе как минимум две очень важных мысли, которые повлияли на всю историю Церкви.

Первая из этих мыслей вытекает из желания апостола Павла вернуться в те места, в которых он со своими спутниками ранее проповедовал Христа. Это говорит о том, что апостолы чувствовали свою пожизненную ответственность за этих людей. Дальнейшее развитие событий показало, что сами новообращенные христиане далеко не всегда с должным почтением относились к тем, благодаря кому они стали христианами, то есть к апостолу Павлу и его спутникам. В этом смысле новообращенные христиане были похожи на неразумных и капризных детей. Конечно, апостол Павел глубоко страдал от такого к себе отношения, от отсутствия понимания со стороны основанных им общин, от клеветы и всех прочих негативных проявлений человеческой природы своих духовных чад. Но при этом апостол относился к ним как, собственно, к чадам, то есть как к не всегда разумным и милым детям.

Пример апостола Павла лег в основу отношения священников к своим прихожанам и к тем, кто присоединился к Церкви благодаря их пастырским трудам. То же самое, но в большей степени, можно сказать и про архиереев. Церковные правила предписывают архиереям регулярно посещать монастыри и приходы епархии с тем, чтобы найти ответ на вопрос, заданный апостолом Павлом, чтобы узнать «как они живут», то есть как обстоят дела веры и дела житейские во всех церковных общинах епархии. Апостол Павел не спрашивал разрешения на посещение основанных им общин и не интересовался желанием новообращенных христиан, он просто шел к ним, невзирая не на что, также, как любящий отец разыскивает своих детей и идет к ним без предварительного согласования своих действий. Таким же образом должны поступать и последователи апостолов: пастыри Церкви.

Вторая важная мысль этого отрывка заключается в не самой приятной фразе, которая в Синодальном переводе звучит несколько туманно, ее лучше перевести так: «Произошло же острое разногласие, так что они расстались друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр». Между апостолами произошло разногласие. Причем не просто разногласие, а «острое», то есть весьма серьезное. Апостолы не смогли договориться. Они поспорили и не сумели прийти к согласию друг с другом. Получается, что конфликты были и в Древней Церкви. Нет ничего удивительного в том, что они случаются и сегодня. Мы ничем не лучше апостолов, у нас точно также не всегда хватает сил, воли и разума, чтобы иметь во всем и всегда единомыслие между собой. Но это не приговор и не диагноз, это обычное, хотя и весьма скорбное, явление в любом человеческом, в том числе и христианском, обществе.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем