Деян., 24 зач., X, 1-16.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первоначально христианская община состояла из ближайших учеников Христа, которые по своей национальности были евреями. Все они, исповедуя новую веру, продолжали держаться традиций иудейской религии. Ходили в Иерусалимский храм на молитву, соблюдали разного рода ритуалы, связанные с очищением, не ели нечистую пищу. Иная жизнь была для них немыслима. Ведь все эти установления, по крайней мере, их ядро, были даны Богом Израилю через Моисея. По крайней мере, мысль об этом прочно сидела в сознании того времени иудеев и первых христиан. В только что прозвучавшем отрывке мы видим, как ситуация кардинально меняется. Корнилий — центурион, то есть, командир сотни, входившей в один из римских легионов, находившегося в Кесарии. Он был человеком богобоязненным, то есть, язычником, который устал от служения множеству идолов и принял в той или иной степени иудейскую веру. Корнилий не был обрезан по иудейскому закону, но посещал синагогу и верил в единого Бога.
По мнению правоверных иудеев, Бог был равнодушен к язычникам. Его заботили только евреи. А потому и христиане из иудеев относились к язычникам с подозрением. И вот Господь обращается к Петру, чтобы тот крестил Корнилия и принял его в общину наравне с другими ее членами. Для этого он и посылает ему видение. С неба опускалась большая простынь, в которых находились нечистые животные. Иудеи могли есть мясо только жвачных животных с раздвоенными копытами. Всех остальных есть запрещалось. Петр очень смутился. Ведь, как ревностный исполнитель закона, он никогда не ел ничего нечистого. Однако голос призвал его не смущаться. Ведь то, что Бог очистил и приготовил для себя нечистым быть не может. Так Господь Сам подтолкнул Петра к отказу от его старых убеждений и открыл новому опыту. Это рассказ о первой ласточке в истории формирования Церкви, которая с древних времен и по настоящее время практически на сто процентов состоит из представителей нееврейской национальности.
Весьма поучительна эта история для нас. Ситуации, в которых мы оказываемся, люди, которых мы встречаем, их поведение, образ жизни, слова, которые они говорят нам, порой могут вступать в резкое противоречие с нашими представлениям о действии Бога в этом мире, не соответствовать букве закона, а порой и выглядеть неприглядно, ввергать нас в смущение, как в только что описанной ситуации. Однако как сказал один современный проповедник, «Промысл Божий — штука нелинейная». Бог мыслит о нас в перспективе вечности. У Него в руках начало и конец нашей жизни. Он смотрит на нее сверху. А оттуда лучше видно, по какой именно траектории она должна развиваться в следующий момент. А потому каждый новый поворот, который выбивает нас из привычной колеи, всего лишь переход на новую ветку, каждый новый кризис, это всего лишь точка старта. И чем круче вираж, чем сильнее нас на нем тряхнуло, тем более глобальная перспектива открываться нам в дальнейшем. Будем готовы к этому. Не будем в такие мгновения отчаиваться, унывать, терять веру. Все это не случайности. Просто именно так Господь порой входит в нашу судьбу.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.