Деян., 9 зач., III, 19-26

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 4. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Задумываясь о борьбе со страстями, верующие люди часто не понимают, что же именно является целью подобной борьбы? Ответить на этот вопрос помогает 4-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 4.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности.
Необходимость аскетики как духовного труда обычно не вызывает никаких сомнений у верующего человека. Однако сомнения возникают в тот момент, когда человек задумывается над мерой усилий, которые приходится прикладывать. И тут у каждого свои трудности: кто-то не может понять меру еды, чтобы не скатиться в чревоугодие. Другой с трудом контролирует эмоции и не может вовремя остановиться. Скажем, нередко человек, который кается в гневе, не может понять, перегнул он палку или нет, когда делал замечание по поводу плохо сделанной работы или плохого поведения. Ведь, если реакция бывает чрезмерно жёсткой, люди, даже в целом согласные с тем, что работа сделана плохо, эмоционально оказываются на стороне виноватого. Они так и говорят: сотрудник, конечно, неправ и работать действительно надо лучше, но так его наказывать — это уж чересчур! Да и тот, на кого чрезмерная реакция направлена, вместо того чтобы прислушаться, начинает защищаться.
В 4-м псалме, который мы сейчас услышали, Давид, обличая тех, кто им пренебрегает, даёт им удивительный совет: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». И удивителен этот совет в первую очередь тем, что учит внутренней работе по осознанию своих эмоций, которые в итоге из греховных должны стать не греховными и из бесплодных — плодотворными. Люди нередко считают, что любой гнев греховен. На самом же деле, гнев — это способность восставать против всего что неправильно, неправедно и несправедливо. И мы знаем, что Спаситель именно с гневом выгнал менял и торговцев животными из Иерусалимского храма. При этом мы не считаем Его гнев греховным, потому что верим, что он был направлен не на грешников, а на их грех, и был вполне соразмерен их неправоте. Мы же в свою очередь, гневаясь, обычно гневаемся на самих людей, начинаем враждовать против них, из наших сердец исчезает любовь и мы перестаём желать им добра...
Со своей стороны, Давид учит нас тому, чтобы даже в гневе не согрешать, но вдумчиво подходить к своей реакции, размышляя о том, как поступить, даже ложась спать и просыпаясь поутру. Кстати, подобные размышления бывают действительно очень полезны, потому что позволяют всё обдумать и утихомирить, утишить разгневанное сердце. В итоге, человек разумный человек обычно понимает, что его гнев не улучшит ситуацию, но только оскорбит тех, на кого он направлен. Мы рассчитываем, что в своём гневе и в своей правоте можем улучшить дело, но часто только раздуваем конфликт. Вместо этого Давид призывает приносить жертвы правды и уповать на Господа. То есть человек сам должен поступать правильно, являя добрый пример, и полагаться на Господа, Который в итоге всё приведёт ко благу! В 4-м псалме неслучайно звучит вопрос: «кто покажет нам благо?», ведь люди всегда стремятся к порядку и справедливости... Более того, каждый на своём месте в рамках своего дела призван к ним стремиться по мере сил... Впрочем, не забывая, что окончательную правду и справедливость явит только Господь.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего можно начать духовную жизнь? Какое духовное упражнение всякий может попробовать выполнять на каждодневной основе? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
В то время, когда апостол Павел пишет письмо, отрывок из которого только что прозвучал, в иерусалимской общине возникли серьёзные финансовые затруднения. Ситуация парадоксальная, ведь именно оттуда христианство распространилось по всей Римской империи. В прямом смысле Церковь Иерусалима была Церковью-матерью для всех учеников Христовых. Апостол Павел напоминает об этом во многих своих письмах и призывает верующих к милости и щедрости. Сегодня он напоминает об этом христианам города Коринф. Он приглашает их принять участие в сборе пожертвований для Церкви Иерусалима. И чтобы побудить их к этому делу апостол Павел приводит им в пример христиан Македонии.
В то время Македония — это одна из крупнейших областей Греции. Однако несмотря на то, что территория этой области была весьма обширна, местные церковные общины находились здесь в очень плачевном финансовом состоянии. Христиане Коринфа в материальном плане чувствовали себя значительно лучше. Коринф был административным центром римской провинции Ахаия. Здесь находилась ставка проконсула, был крупный порт, бойко шла торговля. Однако, несмотря на это, коринфские христиане уступали небогатым македонцам в деле благотворительности. Македонцы отправили помощь своим собратьям в Палестине не от избытка, а от сердца. С таким настроением бедная вдова незаметно положила в храмовую казну всего две лепты, в то время как другие напоказ жертвовали целые состояния. Однако именно она получила похвалу от Христа. Обратившись к ученикам, Он сказал: «эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание своё, какое имела».
Обращая внимание коринфян на тихую и незаметную добродетель македонцев, апостол Павел предлагает и нам очень полезный и действенный инструмент духовной жизни. Важный навык, который каждый из нас может в себе сформировать, — умение замечать положительное в окружающих нас людях. На первый взгляд может показаться, что это проще простого. Однако это далеко не всегда так. Ведь зачастую нам в глаза бросается плохое. Его мы замечаем автоматически. На хорошее мы редко обращаем внимание. Мы принимаем его как данность. Кроме того, нам всегда легче увидеть хорошее в своём благодетеле или в том, к кому мы расположены. Но попробуйте увидеть это в парочке бездомных, которые развалились в вагоне электрички. Или в человеке, который нам насолил и сделал больно или же поведение которого весьма вызывающе.
А потому замечать в самых повседневных и порой даже неприглядных действиях и словах окружающих скрытые проявления добродетельности — это непростая задачка. Эта самая настоящая духовная работа, которая будет требовать от нас внимательности, творческого подхода и душевного напряжения. Но если мы приучим себя её выполнять, то со временем заметим, что на душе у нас становится как-то светлее и радостнее. А если мы ещё начнём благодарить Бога за то, что Он постоянно посылает нам эти многочисленные примеры, и, если будем не только благодарить, но ещё и подражать этим добродетелям, многое изменится в нашей жизни. В ней станет больше мира, покоя и доброты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О доверии Богу». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» говорили о том, в чем может проявляться доверие Богу, как упование на Бога не перепутать с безинициативностью, когда человек не готов сам принимать решения, но ждет, когда все произойдет само по себе, а также почему не все просьбы в молитвах бывают исполнены.
Ведущая: Кира Лаврентьева







